Мурат Абулкатинов ставит в Красноярском ТЮЗе «сентиментальную трагедию»

06 февраля 2023

24-26 февраля на Большой сцене Красноярского ТЮЗа пройдёт премьера спектакля Мурата Абулкатинова «Евгений Онегин»по одноимённому роману Пушкина.

photo_5364238179760193909_y.jpg

Жанр своей новой работы Абулкатинов определяет как «сентиментальную трагедию». «Мелодрама сегодня наделяется негативными смыслами, — рассказал режиссёр пресс-службе Красноярского ТЮЗа. — Я за возвращение этого жанра в театр, за романтику, сентиментальность в хорошем смысле этого слова». При этом Мурат Абулкатинов стремится подчеркнуть трагизм описанных в романе событий, прежде всего гибель Ленского, который для режиссёра представляет особый интерес. «Когда-то давно в романе меня трогала невозможность любви, теперь мне интереснее фигура Ленского и хочется представить его точку зрения», — признался Абулкатинов.

Создатели спектакля отмечают эмоциональность пушкинского романа, связанную во многом с тем, что его герои очень молоды. «Их поступки страстны, порывисты, безрассудны и полностью меняют судьбу каждого», — говорится на сайте Красноярского ТЮЗа. Как считает Мурат Абулкатинов, именно сосредоточенности на эмоциях героев и «чувственного подключения» не хватает подросткам при изучении «Евгения Онегина» в школе.

Над художественным оформлением спектакля работает художник Софья Шнырёва — постоянный соавтор Мурата Абулкатинова. Среди их совместных работ — «Я в чёрном списке» (Национальный театр Карелии, Петрозаводск), «Поход в Угри-Ла-Брек» (Красноярский ТЮЗ), «Телемах» (театр «Среда 21», Москва), «Медведь» (Воронежский Камерный театр). «У нас работы очень аскетичные, минималистичные, сдержанные, — рассказала Софья Шнырёва пресс-службе Красноярского ТЮЗа. — Это прослеживается и в работе Мурата с артистами: он очень тонко выстраивает своеобразную музыкальную партитуру из пауз, текста, микродвижений. Моя задача — поддержать это аскетичным, чистым решением без излишества деталей, чтобы вывести историю на первый план. В спектакле особое преломление реальности — как во сне. Тебе кажется, что это явь, но какая-то деталь вдруг выдаёт, что ты гуляешь по подсознанию, и в нашем случае это, например, гигантская люстра, которая существует вне масштаба пространства. Это как волчок в фильме Нолана „Начало“, который помогает сориентироваться героям, действие происходит во сне или наяву».

В команде Мурата Абулкатинова также художник по свету Евгений Ганзбург, хореограф Никита Беляков. Музыкальный руководитель постановки — Николай Балышев.

Евгения Онегина сыграет Александр Дьяконов, Владимира Ленского — Салман Джумагазиев, Татьяну Ларину — Татьяна Скрябина, Ольгу Ларину — Кристина Баженова.

Фото: Денис Зыков

В. Черкасова, блог журнала ТЕАТР`, 3.02.2023