Молодые начинают и выигрывают

04 января 2014

Провинция открывает новые режиссерские имена
 
Последние десять лет стали настоящим триумфом молодой режиссуры. Антон Безъязыков, Павел Зобнин, Никита Гриншпун, Семен Серзин, Екатерина Гороховская, Борис Павлович, Марат Гацалов, Глеб Черепанов, Петр Шерешевский, Вилюс Малинаускас и многие другие. Причем далеко не каждый из них стремится в столицу: сегодня настоящая культурная революция происходит именно в регионах. «Театрал» решил назвать пятерку лидеров.

Тимофей Кулябин
m_20131225174547.jpg197На первый взгляд, Тимофей ставит, в основном, классику, дистанцируясь от прямой социальности и актуальных текстов. Однако это впечатление обманчиво, поскольку главное его режиссерское направление – мироощущение человека в стремительно меняющихся реалиях. Тимофей Кулябин опытным путем смешивает в колбе своих замыслов классическую историю и сегодняшний сгусток проблем, синтезируя нечто третье, на наших глазах рождающееся. Причем все эти реалии, сгущенные до предела, могут быть помещены в одну подвешенную между небом и землей квартирку, где происходит, например, действие его недавней премьеры «Гедда Габлер».

Режиссер отнюдь не настаивает на том, чтобы его «правильно поняли» и даже поняли вообще. Важнее другое – чтобы зритель, получив на спектакле какой-то, пусть не совсем внятный пока душевный посыл, пошел бы разбираться не с классиками и театром, а с собственной жизнью.
В 2007 году окончил ГИТИС (мастерская Олега Кудряшова), после чего вернулся в Новосибирск, где работает штатным режиссером в театре «Красный факел». Ставил в театрах Омска и Ярославля, а также в Рижском русском театре драмы. Впоследствии Тимофея Кулябина активно стали приглашать на постановки и столичные театры. В петербургском «Приюте комедианта» он выпустил «Шинель. Dress code», а в московском Театре наций – «Электру».

Дмитрий Егоров
m_20131225174525.jpg198В творческой биографии молодого режиссера и драматурга уже пара десятков спектаклей, причем он одинаково хорошо владеет и разными сценическими жанрами, и приемами постановки на большой и малой сценах. Конечно, Егоров предпочитает ставить пьесы современных драматургов: Ярославы Пулинович, Юрия Клавдиева, Вячеслава Дурненкова, да и свои собственные. Но умеет превратить и произведения классиков (от Лескова до Володина) в актуальный современный разговор.
Может обойтись приемами «бедного театра», а может развернуть во всю мощь самую роскошную театральность. Как, например, в спектакле новосибирского «Красного Факела» «История города Глупова». Взяв за основу хрестоматийную повесть Салтыкова-Щедрина, он насытил ее современными темами и получилась история про Россию от Николая II до новейших времен. Пластически-музыкальный комикс вышел одновременно гомерически смешным и до мурашек жутковатым.

Дмитрий Егоров учился в СПбГАТИ на театроведческом факультете, затем на актерском в мастерской Григория Козлова и параллельно на режиссерском факультете. В 2011-2013 гг. был главным режиссером петербургского «Этюд-театра». В 2013 возглавил Алтайский государственный театр для детей и молодежи (Барнаул). Работал в Омске, Новосибирске, Саратове, Екатеринбурге, Южно-Сахалинске, а также в Петербурге и Москве.

Роман Феодори
m_20131225174537.jpg199На счету Романа Феодори несколько удачных попыток представить провинциальной публике документальный театр. Еще работая в Барнаульской драме, он сагитировал творческую группу принять участие в выездной лаборатории в селе Курья. Актерские наблюдения, превратившиеся в этюды, были воплощены в спектакле «Сцены из деревенской жизни».

Сегодня Феодори возглавляет Красноярский ТЮЗ. И тоже познакомил публику этого города с документальным театром, основанным на жанре «вербатим» – диктофонных записях красноярских подростков из «неблагополучного» района. Так родился спектакль «Подросток с правого берега». Но истории приобрели общий колорит, а персонажи дистанцировались от прототипов, что дало возможность для серьезных обобщений.

Для режиссера принципиально важен разговор с молодежной аудиторией на понятном ей языке. Неудивительно, что детскую сказку «Снежная королева» Роман Феодори тоже превратил в актуальное действо, насыщенное видеоартом. Спектакль настолько завоевал любовь зрителей, что даже попал в шорт-лист премии «Звезда Театрала-2013».
Роман Феодори в 2004 году окончил режиссерский факультет СПбГАТИ (мастерская Геннадия Тростянецкого). Работал в театрах Владимира, Выборга, Орла, Тюмени, Лысьвы, Канска, Ачинска, Твери, Южно-Сахалинска. С 2011 года – главный режиссер Красноярского ТЮЗа.

Семен Александровский
m_20131225174514.jpg199Один из самых активных приверженцев мультимедийного театра. Яркий пример – спектакль «Ручейник, или Куда делся Андрей?» Новосибирского театра «Старый дом». Здесь форма стремится стать содержанием, провоцируя выработку новых смыслов. Нам не пытаются рассказать историю так, как она написана у автора (пьеса Вячеслава Дурненкова). Это некое пост-действие, своеобразный протокол минувших событий. Актер читает текст, но зрительское внимание приковано к экрану с его кадрами из старых кинофильмов, с документально-игровыми зарисовками, маршрутными картами. Тем самым режиссер синхронизирует происходящее со сформировавшейся клиповостью молодого восприятия.

Но между тем Александровский вполне способен сочинять спектакли «из ничего». Это он блистательно продемонстрировал в постановке «Ипотека и Вера, мать ее» Красноярского ТЮЗа. Бытовую пьесу о несчастной продавщице ларька, собирающей этикетки, чтобы принять участие во всевозможных розыгрышах призов и выплатить ипотеку, Семен обратил в подобие рыцарского романа с доспехами персонажей, сделанными из картона. Добавил театр теней. Всем этим прикрыл актеров, не всегда владеющих приемами нового театра.

В 2007 году закончил актерско-режиссерский курс СПбГАТИ. Работал в театрах Барнаула, Канска, Прокопьевска, Красноярска, Новосибирска.

Полина Стружкова
m_20131225174608.jpg199Творчество Полины часто называют феноменом молодой режиссуры. Хотя бы потому, что она совершенно сознательно выбрала для себя детский театр. И в спектаклях для целевой юной аудитории она все так же экспериментирует с серьезными жанрами и непростыми темами. У нее вы не найдете «задорных» сказок, созданных по долгоиграющим штампам, где все весело и прекрасно, а актеры старательно изображают малышей и зверюшек. Полина настойчиво ищет новый язык для разговора с детьми.
Она успела уже поэкспериментировать с самыми разными жанрами. Так, спектакль «Красная шапочка» стал у нее «драматическим триллером». «Муми-опера», при всей своей музыкальности, прозвучала почти как чеховская история о доме. Настоящая серьезная мелодрама вышла из «Рождественских духов» Диккенса. «Чук и Гек» стал историей встречи беззащитных, но стойких существ с огромным и страшным миром. Стружкова перенесла действие в тон-студию, где записывается радиоспектакль по повести Гайдара. Таким образом известный сюжет у Стружковой насытился пародийными красками.

В 2007 году окончила режиссерский факультет ГИТИСа (мастерская Олега Кудряшова). Работала в театрах Нижнего Новгорода, Красноярска, Екатеринбурга, Самары, Кирова, Новосибирска.

Ирина АЛПАТОВА
"Театрал", 4.01.2014 г.