Легко ли быть слугой народа
19 января 2001
Хоть и принято повторять вслед за классиком, что "весь мир - театр", а уж парламентские дебаты бывают и впрямь похожи на шоу, тем не менее режиссер и депутат - профессии очень разные. В этом сразу признался мой собеседник - депутат Законодательного Собрания Красноярского края, председатель постоянной комиссии по культуре, вопросам физической культуры, спорта и делам молодежи, режиссер краевого театра юного зрителя, член правления Красноярского отделения Союза театральных деятелей Леонид Иванович ФЕДОТЕНКО.
ДЕЛА ДЕПУТАТСКИЕ
- Как удается вам совмещать две столь разные профессии?
- Приходится работать с двойной нагрузкой. Но я не смешиваю театр с политикой, это разные вещи. То, что сами политики иногда называют "режиссурой", это нормальное управление, система взаимоотношений, интриги. Как депутат я могу резко выступить, прямо отстаивать свою позицию. А как режиссер я создаю художественные образы. Как правило, хороший артист в жизни не играет, он искренен. И я стараюсь не играть в политике и жизни. Стараюсь честно выполнять обещания, данные избирателям. А я обещал им, что буду лоббировать интересы бюджетников. И сейчас мне приятно сознавать, что кое-что уже сделано, некоторые вопросы решены. Не менее двадцати тысяч человек в крае из числа бюджетников стали больше зарабатывать. И даже такие "мелочи", как решение частных, коммунальных и бытовых проблем (заработал сломанный лифт, не течет труба) - даже это радует меня как депутата.
- Какое отношение имела возглавляемая вами комиссия к созданию принятого в декабре краевого закона "О культуре"?
- Непосредственное. Наша комиссия была инициатором и разработчиком этого закона. Мы тесно сотрудничали с управлением культуры администрации края. Было несколько вариантов, наш вариант оказался предпочтительнее, его взяли за основу, и совместно с управлением культуры мы разрабатывали окончательный вариант. Процедура шла медленно, ведь закон основан на финансировании. Приходилось особо тщательно просчитывать все пункты, связанные с льготами, доплатами. Конечно, закон этот несовершенен, но по сравнению с подобными законами, принятыми в других регионах (например, в Республике Коми, в Башкортостане), он все-таки лучший. Там, у них, больше деклараций, а у нас заложены конкретные механизмы для поддержки культуры. Кстати, недавно в Красноярске прошло зональное совещание директоров театров (от Урала до Дальнего Востока), так на этом совещании наш закон был просто нарасхват - многие взяли его для основы работы над своими законами о культуре.
- В чем главное значение этого закона?
- В том, что он повышает зарплату работникам культуры (к сожалению, кроме обслуживающего персонала... но мы будем еще дорабатывать и этот вопрос). Все расходы, связанные с законом о культуре, мы покрываем за счет краевого бюджета, то есть местным бюджетам не придется изыскивать для этого средства. Новый закон даст нам возможность объявлять некоторые учреждения особо ценными объектами культурного наследия. Например, на этот статус претендует государственный ансамбль танца Сибири имени Годенко. Я считаю, что к таким объектам должен быть отнесен и наш краевой краеведческий музей.
- Учтены ли в законе нужды творческих союзов?
- Мы заложили основу поддержки Союза писателей, Союза художников и других наших творческих союзов. Прежде всего это выразится в возрождении формы госзаказов на создание произведений искусства. В этом вопросе не следует отказываться от положительного опыта советской эпохи. Например, администрация края может заказать художникам галерею портретов выдающихся деятелей Енисейской губернии, или писателям - солидную книгу, а театрам - спектакль на общественно значимую тему. Разные формы взаимодействия власти и творческих организаций мы обсуждали с Союзом писателей, именно они предложили возродить госзаказ. А инициативой художников было включение в закон пунктов, касающихся льгот по оплате лишней жилой площади, используемой под творческие мастерские. Мы старались избегать декларативности, и в окончательном варианте закон сократился с сорока до восьми страниц, а по емкости, по содержательной части стал увесистей раза в два.
- Что вы можете сказать о краевом законе в поддержку сельской культуры?
-Это целевая программа управления культуры администрации края, хотя мы тоже принимали участие в ее рассмотрении. Программа предполагает конкретную адресную поддержку сельских учреждений культуры, там четко прописано, кому, когда и какая финансовая помощь будет оказана. Например, проведение районных фестивалей, ремонт сельских клубов, приобретение аппаратуры. Я считаю, что все, что сегодня делается на правовом поле культуры, делается правильно, так как в этой сфере все так запущено, что для выправления ситуации надо приложить очень много усилий.
- Чем еще занимается ваша комиссия?
- Сейчас мы параллельно с администрацией рассматриваем краевой закон о физической культуре и спорте. На этот раз было решено остановиться на варианте администрации края, но соответствующий комитет, к сожалению, затягивает окончательную доработку закона. А закон этот тоже, как говаривал классик, архиважен. Например, он будет предусматривать материальную поддержку тех, кто многого достиг в спорте, но, уйдя с дистанции, остался как бы не у дел. Много внимания в законе будет уделено школьной и дворовой физкультуре.
Кроме законотворческой деятельности, наша комиссия занимается также контролем за использованием бюджетных средств. Мы следим, чтобы деньги налогоплательщиков использовались с максимальной эффективностью и либо возвращались населению в виде каких-то мероприятий, либо давали возможность чем-то заниматься на льготных или бесплатных условиях.
- Часто ли вы встречаетесь с избирателями?
- Минимум ежеквартально, а то и ежемесячно. Кировский избирательный округ, от которого я был избран, состоит в основном из бюджетных учреждений, люди часто обращаются с жалобами, запросами. Обычно договариваюсь заранее, езжу по школам и другим учреждениям, отчитываюсь перед избирателями, отвечаю на их вопросы. А вопросы бывают самые разные - от устройства на работу до просьб о подключении газа. В каждом конкретном случае стараюсь помочь. Часто это получается.
ТЮЗ БЕЗ РУЛЯ И БЕЗ ВЕТРИЛ
- Как сладкий сон вспоминаю те легендарные времена, когда наш театр юного зрителя был ценим и любим не только красноярцами, но и столичными знатоками. Не хочу сыпать соль на рану (ведь ТЮЗ - ваш родной театр), но, к сожалению, в последние годы тюзовские спектакли приносят куда больше огорчений, чем радости... В чем причина?
- Сегодня в ТЮЗе полностью отсутствует руководство. Нет ни главного режиссера, ни художественного руководителя. Полная анархия. Большие проблемы и творческие, и с дисциплиной (прогулы, пьянки). Но главное - проблема руководства. Есть, правда, исполнительный директор, который пытается "руководить" театром. Но ведь кроме амбиций нужен еще профессиональный, а не дилетантский подход к делу. К чести управления культуры, оно всерьез взялось за эту проблему, и сейчас разрабатывается концепция обновленного ТЮЗа. Есть два профессионала, которых я знаю и как продюсеров, и как организаторов. Не хочу пока называть их имена... Один из них режиссер, оба - выходцы из ТЮЗа, получили помимо театрального и экономическое образование. Сейчас они вплотную работают над концепцией нового ТЮЗа. У этих ребят есть и творческий, и экономический потенциал. ТЮЗ сегодня, как никакой другой театр, нуждается в опеке и заботе. И мы в комиссии, и я лично работаем совместно с управлением культуры над новой концепцией.
- С чего должно начаться обновление ТЮЗа?
- Прежде всего надо провести ревизию творческого и материального ресурса театра. У авторов концепции намечены верные пути выхода из кризиса. Одними деньгами театр не спасешь, а вот за счет творческого потенциала, с привлечением дополнительных материальных средств - можно. В частности, планируются варианты коммерческого сотрудничества театра с негосударственными предприятиями, причем на творческой основе, на паритетных началах с партнерами, а не в расчете только на спонсорскую поддержку, как практикуется обычно в наших театрах. Это будет концепция второго дыхания ТЮЗа, для края она явится ноу-хау. И еще хочу подчеркнуть, что сегодня ТЮЗу не хватает одухотворенности. Дух не заменит ничто. Отсутствие одухотворенности - это признак не только плохого владения ремеслом, но и отсутствия в театре Художника.
- А каким должен быть художественный руководитель?
- Таким, наверное, как Алексей Песегов, худрук Минусинского театра драмы - вот пример того, как надо пестовать свой театр. Он сразу, с первых шагов ставил цели высокие, высокохудожественные. Неплохая плеяда директоров театров у нас в Красноярске. На мой взгляд, настоящий художественный руководитель - это управленец с большой буквы, отвечающий не только за административные, но и за творческие вопросы. Театр - это диктатура, там демократия невозможна. И актеры должны это сознавать. Если ты не согласен, значит, должен идти в другой театр. Во многих странах руководителями театров являются продюсеры, и мы, я уверен, тоже придем к этому.
- Если это не секрет, поделитесь своими режиссерскими планами...
- Планы есть, но сегодня их трудно реализовать из-за безвластия в ТЮЗе. Например, я хотел бы поставить "Ромео и Джульетту", придумано решение, созвучное сегодняшнему дню. Еще лежат у меня две комедии, одна - о нашей актерской братии, автор - красноярец Виталий Шленский, а вторая - политическая сказка, сочиненная двумя московскими авторами. Сейчас в ТЮЗе идут поставленные мною спектакли для детей - "Старик Хоттабыч" и "Новогодние перевертыши" - это как бы продолжение наших предыдущих спектаклей про Кота Федота. Я всегда с особым удовольствием делаю спектакли для детей, это мое наиболее любимое дело. Очень важно найти тот художественный ключик, который поможет детям открыть, что такое добро и зло, ложь и правда. И артисты вроде с удовольствием играют в таких спектаклях.
СВЕТ В КОНЦЕ ТОННЕЛЯ
- Как вы можете оценить ситуацию в российской культуре в начале нового века?
- У меня такое ощущение, что сейчас идет возрождение всего лучшего из того, что было раньше в нашей культуре, плюс появляются возможности развития чего-то нового. Это касается и возврата к соцзаказу, и появления новых творческих коллективов, и многого другого. Я сторонник эволюционных путей. Все должно органично вырастать одно из другого. Искусство вообще должно быть органичным, а не искусственным (уж простите за каламбур). И сегодня, мне кажется, есть основания для оптимизма. Уже то хорошо, что министр культуры Михаил Ефимович Швыдкой сам человек культурный, глубоко разбирающийся во многих творческих вопросах. Хорошо и то, что наше управление культуры возглавила Татьяна Алексеевна Давыденко, умеющая работать в социальной сфере, умеющая быстро погружаться в проблему и красиво ее решать. Вот и наш симфонический оркестр оживает, и краевая филармония держит марку одной из лучших в России, и краеведческий музей должен в феврале открыться, и наши театры (такие, как Минусинский, Норильский) добиваются больших успехов - все это внушает надежду на перемены к лучшему.
И вообще надо верить в самих себя. Зачастую мы недостаточно уважительно относимся к тому, что делаем, сами себя недооцениваем. Это касается не только культуры. У людей должна быть возможность заниматься любимым делом, и мы, "слуги народа", должны обеспечить им эту возможность.
ИЗ ДОСЬЕ
Родился в 1953 году в г. Совгавань Хабаровского края, с 1956 года живет в Красноярске. Закончил Красноярское училище искусств, Московский институт культуры, в настоящее время учится (за свой счет) в Красноярском филиале Российской академии предпринимательства.
Женат, двое детей.
Морально устойчив. Характер - сибирский, упрямый.
Любимая книга - "Похождения бравого солдата Швейка".
Любимые драматурги - Островский, Чехов.
С гостем беседовал Эдуард РУСАКОВ
"Красноярский рабочий", 19 января 2001 г.