Лариса Малеванная: "Артисты - это дети в песочнице!.."

23 апреля 2009

larisa-malevannaya.jpg640Замечательная актриса рассказала о времени, о себе и о Красноярском театре юного зрителя, на сцене которого более сорока лет назад началась её артистическая карьера.

Как мы уже писали, народная артистка России Лариса Малеванная приехала в Красноярск для того, чтобы сыграть заглавную роль в спектакле "Странная миссис Сэвидж", премьера которого состоится 29 апреля в ТЮЗе, отмечающем в этом году своё 45-летие.

Незадолго до премьеры Лариса Ивановна любезно согласилась провести прямую линию в редакции нашей газеты.

НЕ ПО УМУ, А ПО СЕРДЦУ

На просьбу рассказать о том, что привело её в Красноярск, Лариса Ивановна начала издалека:

- Я была очень старательной, очень правильной девочкой... Отличницей, комсомолкой, спортсменкой... (Смеётся.)

- Красавицей...

- Красавицей не была, но была очень правильная, поступала как надо, как меня мама, учительница, приучила. Я жила разумом, мне внушили с детства, что я очень умная. А потом, когда повзрослела, поняла, что жила неправильно - что я совсем не умная, что женщина не может быть умной, это неестественно. У женщины мозг на двести граммов легче, чем у мужчины! И вообще сила женщины в интуиции. И когда я стала поступать по интуиции, по сердцу то бишь, по наитию, я поняла, что слишком поздно стала это делать. Если бы раньше - многих ошибок сумела бы избежать.

Интуиция мне подсказала полтора года назад уйти из Большого драматического театра. Я переросла себя в этом театре, стала ему не нужна, и театр этот давно уже стал мне не нужен. Я ушла без скандала, спокойно. Иногда спрашивают: какая у вас мечта? Мечта у меня была такая - лечь дома на зелёный диванчик с книжкой, и чтобы никто не теребил - и пролежать с полгода, ничего не делать. Но не тут-то было! Как только я легла на зелёный диванчик, тут же начали раздаваться телефонные звонки - были интересные предложения в кино, очень интересное предложение из Краснодара - поставить там спектакль. А потом позвонил режиссёр Андрей Максимов, который тоже ушёл из БДТ, и сказал, что от Красноярского ТЮЗа поступило предложение что-то поставить к 45-летию театра с моим участием. И краевое министерство культуры этот проект активно поддерживает. Первое, что я сказала по причине природной лени: "Нет-нет-нет! Там очень холодно, очень далеко..." - но тут же интуиция мне подсказала: "Не валяй ванечку, соглашайся". Максимов спросил: "Может быть, у вас есть свои варианты?" Я говорю: "Да, есть - "Странная миссис Сэвидж". Он согласился, и руководство ТЮЗа - тоже, потому что там одна возрастная роль, а всё остальное должны играть молодые артисты. Так я и оказалась здесь, чему очень рада.

ЗДРАВСТВУЙ, ПРОВИНЦИЯ!

- Я сама человек провинциальный. Родилась в провинции, в деревне под Таганрогом, начинала работать в провинциальном Красноярске, да и когда позднее приезжала в Москву на съёмки, мне говорили: "А-а, провинция - Ленинград!.." Так что провинцию я очень люблю. Здесь в людях есть что-то, чего лишают людей большие города. Там от большой толчеи, суеты - люди что-то утрачивают. И когда я приехала в Красноярск, в ТЮЗ, как только увидела этих молодых ребят, я их сразу полюбила. Это способные люди, они живые, они не испорчены сериалами, которыми испорчены многие молодые артисты в том же Петербурге, в Москве. Знаю одного молодого артиста, который таким образом быстро решил свои материальные проблемы, купил квартиру... А как можно его осудить за это?

Нищета унизительна, она растирает человека по стенке. Особенно молодого, которому нужно и ребёнка поднимать, и жену-красотку приодеть, и много чего нужно. И часто актёр стоит перед выбором - или играть в театре, или зарабатывать деньги. А здесь, в провинции, такой возможности у ребят нет, и от этой сложности жизни что-то аккумулируется у них внутри, что-то очень человечное, человеческое.

КТО ВЫ, МИССИС СЭВИДЖ?

larisa-malevannaya1.jpg477- Почему я выбрала именно эту пьесу? Не только потому, что она бенефисная. Пьеса "Странная миссис Сэвидж" очень актуальна - она напоминает о тех ценностях, которые сейчас утрачены. То у нас был махровый социализм с человеческим лицом, а теперь - махровый капитализм с тем же самым лицом. Людям живётся трудно, и сохранить человечность, минуя соблазны, испытания - это непростая задача. О чём эта пьеса? О том, как очень богатая женщина, миллионерша, мать троих детей, попадает в сумасшедший дом, куда её упекли родные дети, испорченные деньгами. Она спрятала от них деньги, причём не их деньги, а свои, обратила их в ценные бумаги и организовала благотворительный фонд, чтобы помогать бедным художникам, помогать людям осуществлять их мечту. А детям это кажется чудачеством.

Хочется напомнить людям, что деньги и работа - всё это, конечно, важно, но главной ценностью является человеческая душа. Ведь душа - вечна, а тело не вечно...

КАК МОЛОДЫ МЫ БЫЛИ!

Многие из позвонивших в редакцию просили Ларису Ивановну рассказать о ролях, сыгранных ею в легендарном ТЮЗе 60-х годов. Так, Елена Павловна Киреева, давняя поклонница Малеванной, призналась, что в те годы она, будучи студенткой, вместе с подружками сбегала с лекций, чтобы попасть в любимый театр на спектакль с любимой актрисой.

- Долго ли вы пробудете в Красноярске? - спросила Елена Павловна.

- Нет, я пробуду только до премьеры, которая состоится 29 и 30 апреля, а потом уеду. В декабре вновь приеду и сыграю ещё в нескольких спектаклях. А что касается воспоминаний - тут я вас разочарую... Я к прошлому отношусь с уважением, но я не умею жить прошлым. Иногда меня в Питере спрашивают: "Помните, какой был чудесный спектакль "С любимыми не расставайтесь!"?" Или: "Расскажите, как вы играли в ТЮЗе". Но те спектакли уже ушли, это была не я, это была другая женщина - молодая, нахальная, какими были мы все тогда, когда приехали в Красноярск.

И когда меня спрашивают, какая у меня лучшая роль, - никакая! Всё лучшее из своих ролей я донесла до сегодняшнего дня и могу конкретно сказать, из какой роли что я взяла. Но не хочу упиваться тем, что было когда-то. Ну сыграла и сыграла. Мне кажется, что самое интересное - это то, что происходит со мной сегодня.

О том, как повлиял на молодую Малеванную художественный климат в Красноярске 60-х годов, поинтересовался кинооператор Святослав Чаплинский.

- Мы были поражены, - призналась Лариса Ивановна. - Мы были тогда уверены, что привезли в провинцию свою высокую культуру. Но нам тут же обломали наши шипы - не крылья! - потому что здесь было очень много высококультурных людей. Эти люди показали нам, что такое настоящая культура, настоящая интеллигентность, и мы немножко поумерили свой пыл... И вообще я быстро поняла, что правильно поступила, не оставшись в Ленинграде, а отправившись в Красноярск. Нет ничего более ценного для начинающего артиста и вообще молодого специалиста, чем свобода, возможность свободного плавания, уже без учителей, возможность покувыркаться, понабивать себе шишек, поиграть побольше. Мы же здесь очень много спектаклей поставили. Конечно, это было бесценное время! Время свободы и время обретения самостоятельности, с которой мы потом вернулись в Ленинград. Так что трудно переоценить значение Красноярска в моей жизни.

ЛАРИСУ ИВАНОВНУ ХОЧУ!

Многие телефонные звонки начинались с объяснений в любви к нашей гостье. Так, Елена Николаевна Поломская, вдова известного дирижёра и композитора Юрия Поломского, прямо так и сказала:

- Когда вы уехали, ТЮЗ осиротел, второй Малеванной так и не оказалось. Спасибо вам, что вы были в нашей молодости, в моей жизни и в жизни моего мужа. Я обязательно приду на ваш спектакль!

С трудом дозвонился давний друг нашей газеты Илья Лазаревич Клеймиц, заслуженный работник культуры РСФСР:

- Дорогая Ларисочка! Я и моя супруга, заслуженная артистка России Нина Никифорова, приветствуем вас! Очень часто вас вспоминаем. Я считаю, что городу сегодня не хватает такого театра, каким был когда-то ТЮЗ. Какие были спектакли! А какие режиссёры! Опорков, Штокбант, Кама Гинкас...

- Ах, Илья Лазаревич... Что говорить о прошлом!

- Надо, надо говорить о прошлом - чтобы оно возвращалось в сегодняшний день.

А директор краевого краеведческого музея Валентина Михайловна Ярошевская пылко воскликнула: "Для меня ваш приезд такой сюрприз, что аж сердце схватило!" После чего ревниво поинтересовалась, успела ли Малеванная побывать в новом здании музея.

- Что вы! Мне дышать не дают, эксплуатируют с утра до ночи, - с улыбкой "пожаловалась" Лариса Ивановна. - Утром репетиция, днём прямая линия в "Красноярском рабочем", вечером снова репетиция, а после репетиции, ночью - доучивать текст... Такой режим! А ведь я очень ленивая.

- Не собираетесь ли вы писать воспоминания о своём красноярском периоде?

larisa-malevannaya2.jpg626- Я написала книжку, которая называется "Горошинка в шкатулке", она вышла недавно в Петербурге. Все ждали, что о театре, но там о театре и кино ничего нет, а больше о детстве, юности... есть немного о Красноярске. Эта книга будет продаваться в театре в дни премьеры. Сейчас я пишу новую книгу - о театре, там будет и о Красноярском ТЮЗе. Я её назвала "Игры в песочнице", ведь артисты - это дети, играющие в песочнице, не более того... Но издатели требуют другого названия, хотят более уважительного отношения к профессии. (Улыбается.)

- Можно ли получить от вас для музея какие-нибудь свидетельства о том времени, архивные документы?

- Я следую словам Пастернака: "Не надо заводить архива, над рукописями трястись". Не собираю критику о себе, стараюсь вообще не читать газет. Очень легкомысленно отношусь к своей фигуре на пьедестале - она меня смешит, как и любая другая фигура.

РОЛИ ВЛИЯЮТ НА СУДЬБУ

- До сих пор помню ваши прекрасные роли в спектаклях "Жаворонок" (где вы сыграли Жанну д'Арк), "Сильнее любви" (по рассказу Лавренёва "Сорок первый"), - поделилась воспоминаниями наша землячка Вера Михайловна. - Как повлияли эти роли на вашу дальнейшую жизнь?

- Я уже сказала, что не могу жить прошлым и упиваться прошлым. Я не принадлежу к тем актрисам, которые развешивают по стенам свои фотографии, старые афиши... Но, конечно же, роли на нас влияют, влияют на нашу судьбу. Иногда они нас улучшают, а иногда коверкают. И поэтому я, быть может, интуитивно, боюсь сливаться со своими ролями. Сыграла - и отставила в сторону.

Валентине Михайловне Поздеевой особенно запомнился спектакль "Пассажирка" по повести польской писательницы Зофии Посмыш, где рассказывается о послевоенной встрече бывшей узницы Освенцима с надзирательницей, которую сыграла Малеванная.

- Эта роль выпила из меня столько крови, что я постаралась её забыть как можно скорее, - призналась Лариса Ивановна. - Когда я работала над этой ролью, мне пришлось читать чудовищные книги - "Дети Равенсбрюка", "SS в действии", "Освенцим" и многое другое. Помню, я тогда потеряла сон...

- А нет ли желания сменить амплуа и сыграть роль комедийную? - поинтересовался Николай Истомин.

- Приходилось и это делать. Например, моей последней ролью, сыгранной в БДТ, была миссис Фэрнивел в "Чёрной комедии" Питера Шефера, которую поставил Андрей Максимов. Моя героиня - страшная зануда ("Я не пью, не курю, мой отец был священник"), а потом она вдруг напивается, начинает приставать к мужчинам и вообще вести себя разнузданно... Я получила колоссальное удовольствие от этой роли! И коллеги злорадствовали: "Наконец-то ты показала своё истинное лицо!" А я думаю, у актёра миллион лиц - и какое из них истинное, непонятно.

ЗДРАВСТВУЙ, ПЛЕМЯ МЛАДОЕ

- Как вы относитесь к новой современной драматургии? - спросил молодой режиссёр Никита Рак, занимающийся новой драмой в своём театре "Наводнение".

- К сожалению, плохо с ней знакома... Я сейчас вообще мало хожу в театр, а ведь ещё лет пять назад как безумная ходила на все спектакли. Правда, недавно увидела в Балтийском доме спектакль "Похороните меня за плинтусом" по книге Павла Санаева (В красноярском театре драмы имени Пушкина, на малой сцене, также поставлен этот спектакль режиссёром Алексеем Крикливым. - Э. Р.), так вот, он произвёл на меня большое впечатление. Тут не просто чернуха ради чернухи. Чувствуется, что человек переболел всем этим, перестрадал, всё написано его кровью.

- Говорят, что в 60-е годы некоторые артисты Красноярского ТЮЗа приходили на спектакли театра Пушкина и в определённый момент вставали и гордо уходили. Вы не участвовали в подобных акциях?

- Нет, не участвовала. Думаю, хамство вообще отвратительно. Нас артисты театра Пушкина учили вежливости. Они приходили к нам, на наши спектакли, за кулисы, благодарили...

Следующий вопрос задал Дмитрий, начинающий артист, не имеющий профессионального образования:

- Что бы вы мне посоветовали, чтобы я мог чувствовать себя увереннее на сцене?

- Вам надо учиться, а больше тут ничего не посоветуешь. Я, например, без учёбы не смогла бы стать актрисой. Я была так зажата, закомплексована, не уверена в себе, что без четырёхлетнего тренинга, без муштры наших педагогов я бы ничего не смогла.

ТЕАТР ИЛИ КИНО?

- В последнее время мне редко бывает интересно в театре. Мне не интересен театр истерический, громогласный. А нюансы, нежные тонкие чувства - они из театра ушли. Легче всего проявить агрессию или расплакаться, а вот оттенки, полутона - это можно увидеть всё реже и реже. В основном всё в грохоте, ярко и звонко. Сразу тебя оглушают, ослепляют - и сразу хочется уйти домой.

А в кино большой соблазн согласиться на что-то, потому что если откажешься, то могут больше и не позвонить, и выпадешь из обоймы. Я-то как раз сейчас в обойме, но вот уже рискую - недавно отказалась от двух фильмов. Да и как было не отказаться? Предложили сценарий фильма "Пельмени", где я должна была сыграть мать-старуху, которая собралась помирать, а её сыновья, чтобы вернуть мать к жизни, просят её лепить пельмени. Написано просто блестяще! Но знаете, чем там всё заканчивается? Оказалось, что мамин хахаль, который носит ей свежее мясо, - сумасшедший, считающий себя санитаром, призванным истребить всех педиков. И вот он их убивает, а мясо приносит маме... Вот такая весёлая комедия!

ЖИВУ ПО ПЛАНУ

larisa-malevannaya3.jpg455- В своё время вы закончили режиссёрский факультет. Нет ли желания всерьёз заняться режиссурой? - спросила Ольга Трофимова.

- Меня пригласили в Краснодар, и в июне я буду там ставить спектакль по роману Аверченко "Шутка мецената".

- А в Красноярске поработать как режиссёр не планируете?

- Я вообще не планирую свою жизнь. Боженька наверху лучше меня знает, что надо делать. Мне предлагают варианты - а я выбираю. Это самое плодотворное. Дорога должна стелиться. И вообще надо учиться мудрости у воды. Вода никогда не потечёт туда, где ей не положено быть. Она выбирает русло, она располагается. И я стараюсь учиться у воды. Это нелегко, но, в общем, получается.

О СЕМЬЕ И О СЕБЕ

- Живу я одна, и это правильно. У меня есть сын, трое внуков, правнучка. Никогда не хотела, чтобы кто-то из них стал актёром. Самой большой сложностью нашей профессии является аритмия. Сегодня артист перегружен, а завтра никому не нужен. Кто спивается, кто вены себе режет. Эта профессия - не для слабонервных. Выдержать всё это может только железный. Я - выдержала.

***

Из досье

Лариса Ивановна Малеванная родилась 22 января 1939 года в селе Фёдоровка Ростовской области, училась в пединституте. В 1965 году окончила режиссёрский факультет Ленинградского государственного института театра, музыки и кино (ЛГИТМиК), после чего в течение четырёх лет играла на сцене Красноярского ТЮЗа (ведущие роли в спектаклях "Бригантина", "Патетическая соната", "Сильнее любви", "Пассажирка", "Жаворонок", "Ревизор" и др.).

С 1968 года жила в Санкт-Петербурге, работала в театре Ленсовета и в Большом драматическом театре (более тридцати лет). На сцене БДТ сыграла такие роли, как Варвара в "Дачниках", Наталья в "Тихом Доне", Комиссар в "Оптимистической трагедии", Елена Андреевна в "Дяде Ване" и др. В эти же годы снимается в кино (фильмы "Проводы белых ночей", "В день свадьбы", "Легенды о Тиле", "Подросток", "Интердевочка", "Идиот"), занимается режиссурой, преподаёт в ЛГИТМиКе. Народная артистка РСФСР.

В 2007 году покинула БДТ, пишет сценарии, книги воспоминаний (недавно выпустила книгу "Горошинка в шкатулке"), снимается в кино.

***

"Наше время я называю эпохой махрового материализма..."

***

"А я думаю, у актёра миллион лиц - и какое из них истинное, непонятно".

***

"Дорога должна стелиться. И вообще надо учиться мудрости у воды".

Эдуард РУСАКОВ
Фото Валерия БОДРЯШКИНА
"Красноярский рабочий", 23 апреля 2009 г.