Квартет спектаклей от Красноярского ТЮЗа

28 августа 2021

В Москве в Театре им. Е. Вахтангова в течение недели гостил Красноярский Театр юного зрителя под руководством Романа Феодори. Аншлаги и овации стоя были на всех спектаклях – таким может похвастаться не каждый московский театр, даже при 50% заполняемости. Гастроли проходили в рамках направления по поддержке детских и молодежных театров «Больших гастролей», и были организованы ФГБУК «РОСКОНЦЕРТ» согласно Всероссийскому гастрольно-концертному плану Минкультуры России. Зрители за эту неделю могли посмотреть четыре спектакля ТЮЗа.

vv003_ktyuzge.jpgФото: Виктория Виртанен/YESTOTO

Роман Феодори (художественный руководитель Красноярского ТЮЗа): «Мы привезли два хита, которые в Москве уже знают, и два новых спектакля. Когда составляли программу, то, в первую очередь, хотели отразить лицо нашего театра, его специфику».

Хиты – это «Алиsа» (режиссёр – Даниил Ахметов) и «Биндюжник и король» (режиссёр – Роман Феодори). Эти спектакли обладатели множества наград, в том числе – «Золотой Маски». А два новых – «Гоголь. Экспонаты» (режиссёр – Даниил Ахметов) и «Хлебзавод» (режиссёр – Никита Бетехтин).

Кирилл Крок (директор Театра им. Е. Вахтангова): «В этом году мы, еще не открыв наш театральный сезон, принимаем друзей – Красноярский ТЮЗ – театр, который работает с детьми, молодежью и делает совершенно невероятные вещи. Это один из лучших театров в мире. Я всегда, когда бываю в Красноярске по своим делам, заезжаю в этот театр. У нас, в Театре Вахтангова, почти никогда не бывает свободной Основная сцена, чтобы кому-то её предоставлять, но мы нашли возможность выделить дни для ТЮЗа. Мне они очень нравятся, нравится их язык, которым они говорят с молодёжью».

vv001_ktyuzv.jpgКирилл Крок, Наталья Кочорашвили, Роман Феодори.
Фото: Виктория Виртанен/YESTOTO

Наталья Кочорашвили (директор Красноярского ТЮЗа): «Дорога была непростая. Мы привезли 4 фуры декораций, 112 человек. На гастроли приехала основная команда нашего театра. Для нас честь и ответственность показывать свои спектакли в Москве и на этой сцене. Мне, как руководителю, хочется показать наш театр, увидеть, как искушенная столичная публика будет реагировать. Но знаю точно, что мы не подведем и не огорчим».

И не подвели. А «искушенная публика» реагировала очень благодарно.

Всемогущий Невский проспект

На спектакле «Гоголь. Эпизоды» в просторном вахтанговском фойе зрителей встречал Николай Гоголь, прикорнувший среди римских зданий под итальянскую колыбельную. И ему, наверняка, снились мистические сны. А действие истории на сцене происходит в российском Санкт-Петербурге, где очень много гоголевских мест. На спектакле по Гоголю совсем не хотелось спать, и даже если бы кто-то захотел (после итальянской колыбельной и вида спящего автора), звучащая лейтмотивом в спектакле песня Роби Уильямса уж точно не дала бы расслабиться. И кто бы мог подумать, что она так четко подойдет к спектаклю, поставленному по двум повестям Гоголя – «Шинель» и «Невский проспект» Даниилом Ахметов. Кто, хотя бы немного знает творчество Гоголя, найдет в этой постановке приветы «Носу», «Мертвым душам», «Запискам сумасшедшего», а возможно и другим историям.

Ах, этот Всемогущий Невский проспект! Именно по нему постоянно перемещаются герои истории, ходят люди-куклы, люди-манекены, там летают, а вон там проносятся совершенно мистические существа. Почти без слов, с помощью пластики, света, цвета, видеопроекций, музыки и мистики, а также чудесных актеров, создан этот спектакль. Оторваться при просмотре невозможно. Но эта постановка – не только удовольствие для глаз, в ней заложены истории людей, истории чувств, истории судеб. Гротескно и реалистично, комично и драматично мир Гоголя погружает в себя. Мы видим многослойную историю, рассказанную от зарождения человечества и заканчивающуюся смертью автора. Видим, что происходит с людьми, как ими играет судьба-злодейка, будто нажимая на клавиши рояля. Сцена рояля, где клавиши-люди, завораживает, а сцена про немецкую семью веселит весь зал. Проход для подачи заявления ограбленным героем вышестоящим органам через длинную вереницу «начальников», где их статусы изображены в качестве величины стула, – как это жизненно. Есть и модный показ театральных костюмов. И в спектакле много таких отточенных сцен с «черным» гоголевский юмором.

«Театр – это такая кафедра, с которой можно многое сказать миру добра», – Н. В. Гоголь. Как же это правильно!

vv004_ktyuzge.jpg

Фото: Виктория Виртанен / YESTOTO

Жизнь идет и проходит, а Одесса живет и веселится

«Биндюжник и король» Романа Феодори. Авторы: Александр Журбин, Асар Эппель по мотивам произведений Исаака Бабеля. Это хит с чудесной музыкой, проникновенными песнями и остротой текстов Бабеля. Мюзикл, в котором не испортили первоисточник, не перекроили, а чётко последовали за ним. И этому спектаклю придан особенный стиль ТЮЗа. В нем много пластики и света, много говорят, но и молчат тоже, а еще – много поют. В Красноярске невероятно талантливая труппа – смотришь и, кажется, что каждый из них может играть в любом жанре. В «Биндюжнике и короле» выстроено всё – вплоть до нюансов. На зрительскую эмоцию влияет даже поворот головы артиста. Это спектакль о сложных отношениях поколений. И о том, что у каждого – своя правда, но не все методы её достижения хороши. Так хочется, чтобы люди в пределах одной семью были близкими, а не врагами. Но не все так просто. Спектакль не дает правильных ответов о взаимоотношениях в семьях, но задает много вопросов, которые важны и для взрослых, и для вчерашних подростков.

az4i2213wb.jpg

Фото: Фрол Подлесный / Красноярский ТЮЗ

Поверить в невозможное

Завершил ТЮЗ гастроли чудесной «Алиsой», собравшей в зале людей всех поколений. Еще один спектакль без слов (помимо Гоголя), но очень понятный и интернациональный. В зале были и иностранцы с детьми, которые все понимали, учитывая универсальность языка этого спектакля. Зрители помладше реагировали живо на мимов-ведущих и Белого кролика, зрители постарше – на чудесные проекции и игру света: здесь было и звездное небо на весь зал, и летающая над зрителями Алиса, и заполонившие сцену двери. А вот огромные воздушные шары, перекидываемые в зале, пришлись по душе всем возрастам. Алиса была и маленькой девочкой, и взрослой девушкой, кролики расчетвирялись и бегали по залу, шахматные люди показывали, что вход в Страну чудес не всем дозволен, капризная Королева выходила прямо из розового сада, а у Чеширского кота, как и положено, последней исчезала улыбка. Сценические чудеса завораживали. И даже в конце спектакля чуть взгрустнулось, что эта сказка закончилась.

az4i2291.jpg

Фото: Фрол Подлесный / Красноярский ТЮЗ

«Хлебзавод» я не смогла посмотреть, но раз уж описала три спектакля из четырех, упомяну и его, взяв текст самого ТЮЗа: “«Хлебозавод» – пьеса, составленная из монологов учеников старшей школы. В материю рассказов о повседневной жизни школьников – игры, бытовые конфликты, любовь, дружба и вражда, вплетается рефлексия о прошедшем детстве. Ощущая себя на стыке возрастов, герои пытаются осознать своё место и роль в этом мире”.

az4i6219.jpg

Фото: Фрол Подлесный / Красноярский ТЮЗ

Роман Феодори: «Наш театр очень много занимается детьми, подростками. Мы работаем именно в системе детского подросткового театра. Ребенок начинает с «Алиsы» и «Снежной королевы», а потом переходит на Сартра, Бабеля. Основной принцип у нас в том, что «каждый человек – это одиночная камера, а искусство – это перестукивание между камерами». Это не мои слова, не помню точно чьи… кажется, Уильямса. Мы с этой фразой абсолютно согласны.

Все спектакли, которые мы привезли в Москву, имеют внутри себя парадоксальное решение. Это единственно верный момент для режиссера, который ставит спектакль, чтобы взорвать материал и показать автора, а не хайпануть.

Театр может помочь юному зрителю привить чувство вкуса и научить эмпатии».

___

Наталия Козлова, YESTOTO, 27.08.2021