Красноярские школьники станут героями спектакля

12 апреля 2012

Подросток у диктофона

podrostok1.jpg475Мы сетуем на то, что наши дети не ходят в театры, не читают книг… Горюем, что увещевания и уговоры не помогают. Почему это происходит? Отчего подростки комфортно себя чувствуют в культурном вакууме? И кто в этом виноват? И как, в конце концов, заманить подрастающее поколения в музеи, библиотеки и театры?

— Если сегодня подросток не идёт в театр, значит, что-то там не так, значит, со сцены говорят не о том, что требуется нынешним отрокам, — рассуждает Оксана Дайнеко, исполнительный директор Фонда Михаила Прохорова. — Значит, театр сам должен прийти к подросткам. И, возможно, новый театрально-социальный проект Красноярского театра юного зрителя, который поддержал наш фонд, поможет вернуть тинейджеров в зрительный зал. Опыт подобной работы у фонда уже есть. В 2006 году в Норильск приезжал драматург Юрий Клавдиев и на основании интервью с ВИЧ-инфицированными была написана пьеса “Заполярная правда”, премьера которой прошла в Болгарии. Сейчас эту пьесу достаточно широко ставят в стране.

А в ближайшее время ТЮЗ приступает к работе над новой постановкой — “Подросток с правого берега”. Подобного спектакля в Красноярске ещё не ставили. Его основная особенность заключается в использовании технологии документального театра, основанного на подлинных текстах, интервью и судьбах реальных людей. Творческие группы театра создадут спектакль на основе встреч с реальными людьми на самые актуальные и своевременные темы окружающей действительности, волнующие молодёжь. Всё это позволит найти образ современного молодого героя нашего времени. Проект поддержало министерство культуры Красноярского края.

— Первым на тропу театральных экспериментов встал театр имени А. С. Пушкина, который последние несколько лет приглашает современных драматургов и режиссёров, работающих в новых, непривычных для Красноярска жанрах, — говорит министр культуры региона Елена Паздникова. — Я имею в виду фестиваль “ДНК”. Эстафету подхватил театр юного зрителя. На его базе в прошлом году прошёл фестиваль “Вешалка”. “Подросток с правого берега” — продолжение этого направления. Подобный эксперимент может дать новые идеи и сюжеты, подтолкнуть писателей и сценаристов к теме подросткового возраста. Ведь ни для кого не секрет, что у нас есть проблемы с современной драматургией для детей и подростков. Конечно, трудно предугадать, какую реакцию мы получим от участников и зрителей этой постановки, но, на мой взгляд, на новую работу в жанре документального театра любопытно будет посмотреть и детям, и их родителям. И, может быть, нам наконец-то удастся понять, чем живёт красноярский подросток, что его волнует, к чему он стремится.

Главный режиссёр Красноярского театра юного зрителя уверен, что этот проект Романа Феодори не только театральный, но и социальный, который поможет как жителям нашего города, так и самим тюзовцам.

— Я признаю, что у меня и у артистов театра есть некая оторванность от зрителя, — признаётся главреж. — Мы иногда не понимаем, чем он живёт и дышит и вообще кто такие люди, приходящие к нам на спектакли. Возникло желание поближе познакомиться с людьми, для которых мы работаем. Проект очень сложный, многоэтапный. К нам приезжает драматург Саша Денисова — один из ведущих драматургов в области документального театра. Она пообщается с с артистами и проведёт с ними тренинг, расскажет, что такое техника verbatim. После этого с 1-го по 6 июня творческие группы театра пойдут в народ с диктофонами. В основе спектакля лежит не драматургический материал, не литература, а собранная живая речь. Мы намеренно не придумываем проблему, которую будем обсуждать, она в процессе поиска родится сама. 6 июня мы представляем эскиз спектакля. После этого в сентябре, октябре и ноябре показываем наши репетиции на зрителя. Вместе с залом обсуждаем, что получилось, что нужно, а что не нужно, что правда, а что неправда… То есть мы попытается вместе со зрителем сочинить спектакль. А 22 ноября мы уже должны сыграть премьеру.

Художественным руководителем проекта выступил Александр Вислов, театральный критик, редактор отдела искусства “Литературной газеты”, член экспертного совета национальной премии “Золотая маска”. Он является специалистом в области документального театра: участвовал не только как эксперт, но и как автор. Он, как человек опытный и много повидавший, поможет сделать тюзовцам спектакль , не похожий на те, что уже были. По документальным пьесам в России уже созданы постановки “Так-то” (Киров), “Деревни.net” (Барнаул), “Плюс-минус” (Ташкент) и другие.

— Девяносто процентов спектаклей, которые идут в театрах России, повествуют об абсолютно посторонних для тебя вещах, — рассказывает Александр Вислов. — Ты сидишь в зале и понимаешь, что никакого отношения то, что происходит на сцене, к тебе не имеет. Чаще всего по сцене ходят люди во фраках, смокингах, лаптях…. Конечно, такие костюмные, исторические спектакли нужны, но всегда самое живое искусство — то, которое рассказывает о происходящем здесь и сейчас. Из-за того, что таких спектаклей сегодня крайне мало, почти истончился канал обмена энергией между артистом и зрительным залом. Люди, которые занимаются театром, должны отдавать себе отчёт в том, кто они, что они здесь делают, тогда и зрители будут задавать себе эти вопросы. Мне кажется, что артисты, имеющие опыт работы в таких документальных проектах, с большим пониманием и глубиной будут играть Островского, Чехова, Шиллера, Эсхила.

Кстати, с некоторыми образцами документального театра красноярцы смогут познакомиться намного раньше, чем выпустит экспериментальную премьеру ТЮЗ. В Театре им. А. С. Пушкина началась подготовка к очередному фестивалю современной драматургии “Драма. Новый Код”. Пятый фестиваль пройдёт в Красноярске с 16-го по 20 мая. В качестве гостя к нам приедет российский корифей жанра — “Театр.Doc” со спектаклем “Аляска”. Также в рамках “ДНК” будет показана постановка лаборатории “ON.ТЕАТР” из Санкт-Петербург “Заполярная правда”, которую драматург Юрий Клавдиев написал по итогам поездки в Норильск.

* Verbatim — вид театрального представления, получивший популярность на рубеже XX—XXI веков. Спектакли театра вербатим полностью состоят из реальных монологов или диалогов обычных людей.

Нина ГРАДОВА
"Городские новости" №2553, 12.04.2012