Красноярский ТЮЗ: смыслы важнее ресурсов
22 декабря 2022
Купить билеты на декабрьские показы в Красноярском ТЮЗе — невыполнимая задача, а на спектакль «АлиSa» билеты сложно поймать в течение всего года. Как театру с промышленного правобережья Красноярска, работающему в здании ДК, удается достигать высоких показателей не только по уровню зрительского интереса, но и в монетизации процессов, рассказывает директор театра Наталья Кочорашвили.
Наталья Кочорашвили, директор Красноярского ТЮЗа
— Наталья Георгиевна, ваш театр носит звание лучшего театра страны с декабря прошлого года, когда председатель правительства Михаил Мишустин подписал распоряжение о присуждении в 2021 году премии имени Федора Волкова Красноярскому ТЮЗу за вклад в развитие театрального искусства. А в этом декабре какими достижениями закрываете 2022 год?
— Нескромно, но придется перечислять! Главное достижение — с апреля этого года театр находится в сложных условиях капитального ремонта, но наш зритель не испытывал никаких неудобств за весь период ремонтных работ. Театр чист, не приостановил свою работу даже на день и продолжает показывать спектакли, выезжать на гастроли. Сейчас мы работаем только в здании большой сцены и завершаем капитальный ремонт малой. Раз уж мы с вами говорим для издания с деловой тематикой, то назову цифры: при зрительном зале всего в 332 посадочных места театру в 2022 году удалось получить доход от продажи билетов в размере 60 млн руб., что является максимальным показателем доходности за весь период деятельности театра. При этом, работая с одним залом большую часть года, мы выполнили 100 % плана по зрителю, проведя 589 мероприятий. В рамках реализации национального проекта «Культура» на выполнение работ по капитальному ремонту были выделены денежные средства в размере 418,4 млн руб. На прошлой неделе мы закрыли 100 % работ и в полном объеме освоили денежные средства, выделенные нам в 2022 году. Для меня как для менеджера это отдельный повод для гордости своей командой.
И далее — творческие победы: «Золотая Маска» нашей актрисы Марины Бабошиной за роль Долли в спектакле «Анна Каренина», победа спектакля «Самые добрые в мире» режиссера Юлии Каландаришвили в номинации «Лучший драматический спектакль для детей в младшей возрастной категории» Большого детского фестиваля под художественным руководством Сергея Безрукова. И целых девять премьер в нашем театре за этот год! Сейчас театр не останавливается на достигнутом. Мы занимаемся разработкой проекта по реконструкции театра, в результате которой появится новое сценическое технологическое оборудование, а также оригинальное театральное пространство — крытый дворик-атриум и благоустроенная прилегающая территория с арт-объектами. Работы по реконструкции театра планируется выполнить при поддержке правительства Красноярского края.
Показ спектакля «Жанна Д`Арк» в рамках фестиваля «Язык мира»
— То, что ТЮЗ не боится сложных задач, я понял, когда смотрел спектакль «Три сестры» екатеринбургского театра «Урал. Опера. Балет» в Большом зале филармонии на вашем фестивале «Язык мира». Мне кажется, привезти такой непростой материал тоже вызов.
— Да и сам фестиваль в этом году — большой вызов для нашей команды. Правительство Красноярского края поддержало проведение фестиваля в таком масштабе, когда были задействованы все основные театральные площадки города. Я искренне благодарна Юрию Анатольевичу Лапшину за то, что он доверил нам открыть фестивалем театральный сезон этого года! Кстати, проведение фестиваля стало своеобразным тренингом для всей команды театра, когда сотрудникам, казалось бы, непрофильных отделов отданы несвойственные им функции. Например, кураторами приезжающих театров были сотрудники планово-экономического, юридического отделов, отдела кадров.
Спектакли, отобранные в программу фестиваля «Язык мира», были награждены значимыми российскими премиями, в том числе и «Золотой Маской». Многие приезжавшие театры отмечали, что организаторам больших российских театральных фестивалей есть чему поучиться у нас
Мы подошли к организации фестиваля как к одному из внутренних проектов и мобилизовали разносторонние таланты наших сотрудников, позволив им реализоваться в другой, но не менее интересной деятельности. Это позволило им «присвоить» проект, «прорасти» в него, и как результат — многие приезжавшие театры отмечали, что большим российским театральным фестивалям есть чему поучиться у нашего «Языка мира». Что же касается сложности материала, то повышение насмотренности зрителя — это одна из важных задач программы фестиваля. Мы задумали собрать спектакли для всех категорий зрительской аудитории: семейной, детской, взрослой. При этом спектакли, отобранные в программу, были отмечены значимыми российскими премиями, в том числе и «Золотой Маской».
На фестивале «Язык мира» российские театры представили лучшие спектакли для семейной и молодёжной аудитории
— Проектное управление — это тренд в современных креативных индустриях, и вы делали доклад по этой тематике в Москве в парке Горького, на площадке форума «Российская креативная неделя». О чем рассказывали?
— Проектное управление и творчество — это то, что определяет меня как руководителя. Ну и доверие команде, когда каждый специалист чувствует свою включенность в процесс от идеи до полной реализации проекта, это приносит мне большое удовольствие от работы. Эмоциями от этого удовольствия я и делилась на площадке отдельного павильона Красноярского края — регионального стратегического партнера форума. Поддержкой и продвижением креативного бизнеса в Красноярском крае занимается Сибирский институт развития креативных индустрий, и я ценю доверие руководителя этого направления — Юлии Верхушиной. Красноярский ТЮЗ выстраивает свою креативную экосистему. Рассказ о ней и был основным содержанием выступления. Одним из векторов развития нашего креативного направления стало рождение идеи «Арт-резиденции», когда большие и признанные художники, такие как Даниил Ахмедов, Нана Абдрашитова, работают с материалами спектакля, создавая не только его оформление, но и линейку сувенирной продукции. Или, например, сотрудничество со студентами творческих специальностей СФУ, когда ребята создают авторские афиши для наших спектаклей, и их творчество вырастает в большую совместную выставку театрального плаката. Даже в период капитального ремонта ТЮЗ продолжает принимать зрителей
— Что мотивирует лично вас? Что помогает поддерживать продуктивность команды, прорываться сквозь неудачи и стресс руководителя?
— О, это моя любимая тема! Весь мой управленческий опыт показывает: чтобы все процессы протекали успешно, руководителю требуется сочетать в себе целый набор компетенций, позволяющий управлять проектами, экономикой, бухгалтерией и другими направлениями работы театра, а вместе с этим и выполнять творческие задачи. Это достаточно сложно. Самое дорогое — видеть результаты работы, а в театре есть для этого возможность. Здесь можно пройти весь путь реализации проекта и выйти на результат за короткий срок одного театрального сезона. В финале сезона — получить обратную связь от зрителей, увидеть их положительные отзывы или негодование. На основе этого и собственного ощущения от процесса можно отнестись к работе критически или позитивно. Творчество — это то, что мной движет. Я занимаюсь любимым делом и чувствую, что в области интеллектуального досуга происходит моя самореализация. Это лучшая мотивация! Я люблю сложные задачи, когда бессознательное уже понимает, что сейчас что-то будет происходить, но еще не знает, как ему действовать. В этой точке рождается моя энергия. А дальше — дело техники: создать образ, заразить им команду и вместе найти необычные, эффективные решения! На мой взгляд, это наиболее доступный способ снять стресс — поставить перед собой цель, любую, например, составить план путешествий на десять лет, заняться коллекционированием. Даже если мысленно это планировать, у человека начнут вырабатываться дофамин и норадреналин — гормоны творчества, гениальности, талантов. Поэтому мы много мечтаем, планируем спектакли на годы вперед, снимаем стресс и вырабатываем, так сказать, нужные нам гормоны, помня, что современным миром правят смыслы, а не ресурсы.
Фото: Елена Евельсон, Фрол Подлесный