Красноярский ТЮЗ. Пресс-конференция в театре им. Вахтангова

21 августа 2021

С 18 по 24 августа в Вахтанговском театре проходят «Большие гастроли» Красноярского ТЮЗа, организованные ФГБУК «РОСКОНЦЕРТ» согласно Всероссийскому гастрольно-концертному плану Минкультуры России в рамках направления по поддержке детских и молодежных театров «Больших гастролей» и приуроченные к 100-летию Театра имени Евгения Вахтангова.

gogol_press_2-(1).jpg19 августа в фойе Театра им. Евгения Вахтангова прошла пресс-конференция, в которой приняли участие художественный руководитель Красноярского ТЮЗа Роман Феодори, директор Красноярского ТЮЗа Наталья Кочорашвили и директор Театра имени Евгения Вахтангова Кирилл Крок.

Кирилл Крок: «На самом деле, мы очень редко предоставляем основную сцену под гастроли наших партнёров. Всё дело в том, что на исторической сцене очень плотный график репетиций и спектаклей. Сейчас, например, как только закончатся гастроли красноярцев, сразу выходит репетировать «Войну и мир» Римас Туминас, уже в декорациях, свете, костюмах.

Но я не мог не поддержать наших коллег. Во-первых, я вдохновился этим театром ещё когда они привозили «Алиsу» и «Биндюжника и короля» на «Золотую Маску». С моей точки зрения, это очень современные и интересные спектакли не только для детей, но и для взрослых. Это тот самый язык, на котором сейчас надо говорить с молодёжью. Во-вторых, когда я был в Красноярске и увидел, какой путь нужно совершить, чтобы добраться до ТЮза — он находится на другой стороне реки, с рабочем районе.И при этом там всегда аншлаги. Я понял, что мы не можем не поддержать такую большую работу коллег. И я предложил Наталье приехать и показать в нашем театре несколько спектаклей. Даты определились сами собой – после нас театр едет на фестиваль Губернского театра».

Роман Феодори

 Про афишу гастролей

У меня есть принцип – художественный руководитель не должен ставить больше одного спектакля в сезон. Я ему стараюсь следовать. А на другие постановки я приглашаю молодых – юных в плане мышления – режиссёров, талантливых и обаятельных. Потому что это очень важно для театра.

Афишу мы составляли сами. И решили, в первую очередь, привезти два наших хита – спектакль для детей «Алиsа» Даниила Ахмедова и мюзикл «Биндюжник и король», который сделал я, — они в разные годы участвовали в «Золотой Маске». Я думаю, что они отражают эстетическую и художественную направленность нашего театра. И ещё два спектакля совсем новые, выпущенные в прошлом сезоне, – «Хлебзавод» Никиты Бетехтина и «Гоголь. Экспонаты» Даниила Ахмедова.

Нам показалось, что так мы наиболее полно покажем то, что происходит в нашем театре.

О выборе материала для постановок

Очень важно личное желание режиссёра. Надо делать спектакли по велению сердца, а не потому, что грядёт какая-то дата. Мы с Даниилом Ахмедовым учились в Санкт-Петербурге и просто купались в этой атмосфере. Он и персонажами, а этим автором живет очень давно. И когда она сказал, что хочет ставить Гоголя, я удивился. Это хорошая литература, но непростая. И потом растянуть две повести на два часа довольно сложно. Я наблюдал за тем, что получается, и видел, что очень современная, настоящая и потрясающей нервности история.  

gogol_press_1.jpg

Про инсталляцию

То, что вы видите перед собой, малая часть инсталляции, живущей в нашем театре. Там она занимает всё пространство – от входа до зала, включая ступеньки и закоулки фойе. У нас даже прописано, что она не имеет отношения к реальному Гоголю. Это такой музей мистификации.

Её придумала московская художница Ольга Никитина – ученица Дмитрия Крымова. Вместе с Данилом Ахмедовым они разработали целую систему. Нам очень жаль, что мы не смогли привезти и показать ее полностью. Для меня спектакля «Гоголь. Экспонаты» неотъемлемо связан с инсталляцией. У нас зрители приходят за час до начала и медленно бродят по этому музею мистификаций, погружаясь в историю, и только в финале подходят к этому спящему Гоголю. Когда после такой «прогулки» ты попадаешь на спектакль, он становится продолжением и этих мистификаций, и как будто гоголевских снов или мыслей. Поэтому немного переживаю за то, как это вход в спектакль произойдет у московских зрителей.

О длительности спектаклей

По первому образованию я учитель. И знаю, что 6-7 летний ребёнок на 40-й минуте теряет внимание, потому что он мысли школьным часом. «Алиsа» идёт 2 часа 20 минут с антрактом, каждое действие по 45-50 минут. Внимание у детей не теряется, потому что там очень чётко смонтированы все аттракционы.

Вообще, по моим наблюдениям, среднестатистический ребенок до 7-8 лет не может воспринимать цельную картинку на большой сцене, поэтому мы стараемся делать спектакли для этого возраста на малой.

О воспитании юных зрителей

Я не очень знаю, что такое воспитывать. Я знаю одно — театр может помочь юному зрителю научиться двум вещам – вкусу и эмпатии, то есть научить чувствовать и привить чувство вкуса. Мне кажется это то, чем должен заниматься театр для детей.

Работа со зрителем

У нас есть экскурсии по театру, обсуждения спектаклей. И ребята, которые туда приходят, потрясающие. Это молодые люди, которым по 20-25 лет. Они не зациклены только на театре, они насмотрены в плане выставок и кино, ходят в походы, очень много читают разноплановой литературы.

Книги и театр

Я ужасно хотел, чтобы в театре была книжная лавка. Но это было невозможно. Наталье Георгиевне как-то удалось это сделать. И мы наблюдаем фантастическую картину – после спектаклей у нас сметается Сартр, Ибсен, Андерсен. И я понимаю, что люди, которые по смотрели постановку, просто хотят прочесть глазами эти тексты. И мы видим это по проданным книгам.

gogol_press_3.jpg

Наталья Кочорашвили

Для нас «Большие гастроли» очень важны с точки зрения имиджа, в первую очередь. Сами мы их вряд ли бы потянули – мы привезли в Москву 5 фур с декорациями, приехал почти весь технический и актёрский состав театра. Они состоялись только благодаря финансовому вкладу «Росконцерта» и Минкульта.

Анастасия Павлова, «Театрон», 20.08.2021