"Хороших Дедов Морозов мало!"
20 августа 2002
Актеру Красноярского театра юного зрителя Геннадию Старикову присвоено почетное звание - заслуженный артист России. После окончания Новосибирского театрального училища с 1974 года он работает в ТЮЗе. Сыграл около 70 ролей в спектаклях "Кабала святош" (Лагранж), "Сирано де Бержерак" (Кристиан), "Бемби" (Вожак), "Два веронца" (Герцог), "Зверь" (отец), "В поисках радости" (Федор), "Медведь" (Смирнов) и других.
Настоящим откровением стала его роль в мюзикле "В джазе только девушки", раскрывшая новые музыкальные возможности актера, за которую он в 2001 году получил диплом жюри на ежегодном краевом фестивале "Театральная весна" - "За соответствие жанровой природе спектакля".
- Геннадий, ваш приход в театральное училище, а затем в Красноярский ТЮЗ был предопределен или была какая-то доля случайности?
- Наверное, случайностей не бывает. Но все же случайность была. Родился я в городе Красноярске. Мама работала медсестрой, папа был военным. После того как я сломал себе палец, мечтал стать врачом, насмотревшись на папу-военного, решил стать военным. Но в 9 классе случайно с другом попал в студию "Современник", где два года прозанимался, и это круто изменило мою дальнейшую жизнь. После школы, увязавшись за одной знакомой, поехавшей поступать в Новосибирское театральное училище, я приехал в Новосибирск. Ничего не зная о приемных экзаменах, я быстро выучил отрывок о природе, пошел поступать - и меня приняли в училище. Мне очень повезло с моими педагогами по мастерству: Анастасией Гаршиной и Виктором Орловым. Они были прекрасными людьми и большими профессионалами. После окончания училища у меня было 5 предложений работать в разных городах СССР. Но мне опять повезло: в дипломном спектакле по водевилю Писарева "Учитель и ученик" меня увидела заведующая литературной частью Красноярского ТЮЗа, сестра главного режиссера Попова, и пригласила работать. Я был этому очень рад, потому что здесь, в Красноярске, у меня жили все родственники, а я был домашним парнем.
- Что это было за время в жизни театра, середина семидесятых?
- В это время театр был на пике популярности. Работали просто гениальнейшие режиссеры. Со многими из них мне посчастливилось работать. Сразу после прихода в театр режиссер Попов ввел меня в спектакль "Ромео и Джульетта" на маленькую роль. Но работа с таким режиссером, даже над такой ролью, стала для меня настоящей школой. Сейчас я только понимаю, что сыграл я ее посредственно, а не гениально, как казалось тогда. Но, слава Богу, Попов поверил в меня. После этого мне доверили первую большую роль -- Лагранжа в спектакле "Кабала святош" Булгакова. Интересная работа была с режиссером Каневским в спектакле "Тимур против Квакина". У меня была эпизодическая роль без слов, но она была любима не только мной, но и зрителями. Юрий Мочалов доверил мне роль Руслана в "Руслане и Людмиле" по Пушкину, хотя возраст у меня не юношеский, но, по отзывам, я сыграл неплохо.
- После нескольких лет работы в театре вы не пожалели о том, что стали актером, что многие роли вами не сыграны, не было желания все бросить и уйти?
- Актерская профессия не только интересная, но одновременно еще и жестокая: мы зависимы от репертуара, от расположения режиссеров. Я ни разу не пожалел, так как мне всегда везло с режиссерами. У меня нет такого, чтобы я мог сказать, что я что-то не сыграл. Я положился на судьбу, и судьба меня не обидела в выборе ролей. Были роли, о которых можно просто мечтать. Я сыграл около 70 ролей, и среди них есть такие, которые до сих пор в душе. Были любимые роли, которые шли друг за другом: прекрасный спектакль "Сирано де Бержерак", где я играл Кристиана, поставленный Каневским, "Зверь" в постановке Ветрогонова, который мы возили на гастроли в Китай и Японию, "Бемби" - пластический спектакль Бусаренко, "Плаха" Шилова, которая гремела и шла с аншлагами. Очень важно иметь на сцене хорошего Партнера с большой буквы. Таким Партнером я могу назвать актрису Галину Елифантьеву - добрейшего человека и настоящего профессионала.
На мой бенефис был поставлен спектакль "Медведь" по Чехову. Очень интересно работалось над спектаклем "В джазе только девушки" с режиссером Василием Вавиловым, который легко и профессионально помог нам в этой работе. В жанре мюзикла мы никогда не работали - это была "проба пера". Мне пришлось доказывать, что я могу играть эту роль. Первоначально я не был распределен на роли в этом спектакле. Но после того как я перед премьерой спел живьем Василию произведение, он удивился и сказал, что его дезинформировали, и доверил мне сыграть премьеру. Этот спектакль был для меня и для зрителей кайфом. За роль в этом мюзикле я получил диплом на краевом фестивале "Театральная весна" - "За соответствие жанровой природе спектакля". Для Красноярска это большая награда.
- Когда-то ТЮЗ был творческой лабораторией, экспериментальной площадкой для многих режиссеров и актеров. Что сегодня осталось в ТЮЗе кроме сладких воспоминаний? Чем сегодня живет театр?
- Здание театра сейчас на ремонте. Многие спектакли сняты с репертуара. Мы играем на маленькой экспериментальной сцене. В последнее время больно и горько, когда в таком положении театр. Мы артисты, и нам нужно играть. Жалко спектакль "В джазе только девушки", который не может идти на малой сцене. Костюмы уже идут на подбор к другому спектаклю. У актеров есть желание играть, можно найти спонсора и восстановить спектакль, ведь спектакль был украшением сцены. Мы, актеры, от многого зависим, но время наше уходит, годы проходят, и жалко их упускать. Раньше мы много ездили на гастроли, смена обстоятельств доставляла большое удовольствие. Это было как отдушина. Работали по 3-4 спектакля, а приезжали отдохнувшими, готовыми снова работать. А тут приходишь из отпуска - уже такой уставший, потому что ушли в отпуск без денег.
- Что вы цените в людях?
- В человеке важны порядочность и честность. Очень мало настоящих друзей, а потерять их очень просто. Беречь надо друг друга на сцене и в жизни, как у меня со своей женой. Порядочность для меня -- это прежде всего не подставить кого-либо, хотя меня много в жизни предавали и подставляли.
- А жена и дочь не ревнуют вас к актрисам на сцене?
- Моя жена учительница, с которой мы встретились в Ачинске на гастролях. На остановке решил познакомиться с красивой девушкой, которой долго пришлось доказывать, что я артист. Но она все равно не поверила и уехала на следующий день на курорт. Через месяц я доказал, кто я на самом деле, и в конечном итоге мы поженились. Дочь всегда с детства смотрит мои спектакли. Один раз сильно приревновала к артистке Жанне Коняевой. Во время спектакля я героине Жанны целую ручку. Дома дочка долго и упорно расспрашивала меня: по-настоящему я целовал или нет? Пришлось объяснить, что это только профессия. Она всегда была папиной дочкой. С 15 лет в гимнастике, кандидат в мастера спорта, сейчас танцует в "Свободном балете Валерия Терешкина", а в будущем хочет пойти по моим актерским стопам: поступить в академию музыки и театра. А с женой у нас все строится на доверии.
- Вы постоянно носите усы, но в некоторых ролях они просто неуместны. В связи с этим были у вас курьезные случаи?
- Смешных ситуаций было много. Терпеть не могу, когда у меня трогают две вещи: галстук и усы. Но сам очень люблю их поглаживать. Были моменты, когда мне на спектакль приходилось их сбривать. Один раз на таком спектакле "Тимур против Квакина", где я играл тимуровца, я забыл сбрить усы. Вышел на сцену и увидел за кулисами режиссера. Я то так повернусь, то эдак, чтобы меня он не увидел. В антракте он ко мне подходит и спрашивает: что с тобой было? Что это за новый рисунок появился? Увидев усы, он все понял, - пришлось оправдываться, что больше с усами не выйду.
- Ваше лицо часто мелькает в рекламе по ТВ и на рекламных щитах на улицах. Это способ заработать?
- Почему же не сняться в хорошей рекламе? Я снимался в рекламе с юмором, и мне не приходилось за нее краснеть. Мое лицо как торговая марка. Интересно работалось над рекламой "ПилоМАТериалы", которую посмотришь - и не можешь удержаться от смеха. Мы - артисты, почему нам не помелькать на экране. В свободное время веду вечера, юбилеи, свадьбы. Ни один Новый год не обходится без меня. Без ложной скромности могу сказать: я Дед Мороз хороший. Дед Мороз должен быть авторитетным, добрым и большим, ведь приходится работать с такой трудной и интересной публикой - детьми, которых надо заставить поверить, что ты настоящий Дед Мороз. А хороших Дедов Морозов мало! Пусть не обижаются на меня артисты, но, когда видишь маленького и плюгавенького Деда Мороза, возникает только смех. Это не просто халтура, это большая и серьезная работа, требующая импровизации.
- Чем вы занимаетесь в свободное время?
- Я очень люблю рыбалку. Я сам не рыбак, но ради удовольствия могу простоять два часа со спинингом. А когда поймаешь хариуса -- это просто кайф. Кроме того, я закоренелый дачник. Я очень люблю и, как говорят другие, умею рассказывать анекдоты. Хорошие: короткие и динамичные. Вот один пример: "Волк, Заяц и Хомяк решили эмигрировать в Китай. "Как нас будут там называть?" - задумались они. "Меня будут звать Братец Зуй", - сказал Заяц. "Меня - Братец Вуй", - подхватил Волк. А Хомяк постоял, подумал и сказал: "Ребята, я, наверное, в Китай не поеду".
Вот такой анекдот...
Для Геннадия Старикова не существует больших и маленьких ролей. Он с радостью и одинаковой отдачей играет и центральную роль, и короткий эпизод. Актер старается вдохнуть жизнь в эти роли, обогатить их своим человеческим и актерским опытом.
А сейчас у заслуженного артиста России Геннадия Старикова большие творческие планы. В новом сезоне актер предстанет перед зрителем в новых ролях. МАЛО!
Игорь НУДЬГА
Yarsk.ru, 20 августа 2002 г.