Кеды или кроссовки?
17 октября 2013
Их мир — это велики, порванные маечки, тусовочки, когда дома — травку, а потом всю ночь по клубам и, конечно, кеды — символ хипстеров. Да, есть в нём место и любви, и обязательствам, и даже детям, волонтёрской помощи. Но Гриша 26 лет, главный герой премьерного спектакля театра юного зрителя “Кеды”, остановился пока на первом перечне и дальше двигаться не очень хочет.
Итак, перед нами Гриша (артист Алексей Алексеев). Гриша живёт с родителями, у него есть iPhone, велосипед и своя комната в вечном бардаке. Он не чужд прекрасного: любит музыку, собирает старые грампластинки. Гриша уволился с очередной работы и вообще считает, что жить, как родители, неправильно, он хочет свободы. Только сбережений собственных пока нет, и он не гнушается канючить: “Мам, дай денег, мне надо кеды купить”. Эти кеды — константа спектакля, с первой и до последней сцены, болтаясь с друзьями Мишей и Сашей (Александр Князь и Сергей Тисленко), с девчонками, находясь в детском доме, он всё время планирует пойти за кедами, но это так ему и не удаётся.
Постановка, вслед за пьесой, показывает нам сутки из жизни одного парня, которые сначала идут как обычно, но в один момент меняют его и заставляют совершить пусть глупый и не геройский, но какой-никакой поступок: Гриша на марше несогласных на велосипеде врезается в полицейский автозак. В сценографии постановки от художника Лёши Лобанова, лаконичной и простой, есть яркий удачный элемент — огромная вертикальная конструкция из велосипедов, занимающая весь задник сцены. На фоне этих железок, символа беззаботной юности героев, и происходит большая часть действия.
Режиссёр Иван Орлов, кстати ровесник главного героя, вообще напридумывал много “бантиков”. Метафорично играются сцены, когда Гриша и его команда курят травку, они надевают на себя велосипедные шины. Атмосферно парни тусуются по клубам. Внешне спектакль сделан интересно, но… в нём нет правды. Это история не про тех героев, которых играют и могут играть эти артисты.
Пьеса “Кеды” москвички Любови Стрижак, совсем нового автора, в 2012-м ворвалась в театральное пространство — иначе не скажешь. Текст вошёл в шорт-листы “Любимовки” и “Текстуры” — двух популярных драматургических конкурсов, много раз читался на различных фестивалях, посвящённых современной драматургии, и стал активно ставиться в Москве и за её пределами. В столице заметно более удачно. Одна из самых ярких постановок — “спектакль о тех, кому важны такие свойства обуви, как фирма, цена и модель”, театра “Практика” от режиссёра Руслана Маликова. В Красноярске впервые “Кеды” были представлены на майском ДНК: у молодых артистов пушкинского театра получилась лёгкая незатейливая читка.
Сама пьеса скорее описательная, в ней нет заострённых конфликтов и их решений или разрешений, и очень поколенческая. Читая текст, привычно выискивая между его строк дополнительные смыслы, думаешь: сначала они не могут даже кеды купить, куда уж там жениться на девушке, которая ждёт от него ребёнка, но потом, да, изменился и стал взрослым. Но в “Кедах” нет таких смыслов, это просто история про новую модную молодёжь, для которой на самом деле марка обуви важнее самой обуви, а Sumsung даже не рассматривается как вариант. И написана пьеса очень по-столичному — легко, вялотекуще, не напрямик. История и история, без ярлыков.
Парни из “Практики” играли почти самих себя или таких же, но помладше, близких и понятных. И всё получилось ненатужно, с лёгким лоском обаяния вечного фриланса и запаха ганджубаса. У ТЮЗа же вышел “Подросток с правого берега”, часть вторая, только здесь подростки из более благополучных и обеспеченных семей. Герои той, прошлогодней, премьеры явно всегда ходят в кроссовках, а эти — в кедах. Но до хипстеров им очень далеко.
Добавим, что спектакль про подростков маркирован “18+” — ненормативная лексика.
Наталья ГОНЧАРОВА,
Фото Дарьи КОРОЛЬКОВОЙ
"Городские новости" №2858, 17.10.2013