История одного прорыва

01 июля 2011

XVII Национальный театральный фестиваль "Золотая Маска"

sobaki2.jpg476В этом году на фестиваль «Золотая Маска» попало сразу четыре спектакля из трех театров Красноярского края. Больше, чем из любого другого региона России - не считая, разумеется, неизменно лидирующих Москвы и Санкт-Петербурга. Естественно, что для самих красноярцев это событие. Но, казалось бы, какое значение оно имеет в масштабах национального театрального фестиваля, тем более что все четыре спектакля шли вне конкурса?

ВЗГЛЯД В ПРОШЛОЕ

Чтобы по достоинству оценить такой прорыв, необходимо взглянуть на историю участия театров одного из крупнейших регионов страны в «Золотой Маске». А она до недавнего времени была неутешительной: всего три лауреата и 15 номинаций (для сравнения: у соседнего Новосибирска - 95 номинаций и 25 премий). При этом шесть номинаций и одна «Золотая Маска» из общего числа - у Минусинского драматического театра под руководством Алексея Песегова, по одной премии у артистов Красноярского театра оперы и балета и Красноярской музкомедии (ныне - Красноярский музыкальный театр).
Остальные краевые театры (их здесь еще восемь, включая два кукольных и оперетту) на «Золотую Маску» не выезжали ни разу. До 2009 года, когда Красноярский театр им. Пушкина получил приглашение на этот фестиваль сразу с двумя спектаклями - «Чайкой» и «Похороните меня за плинтусом» (последний был представлен в «Маске плюс»). Но переломным моментом в этой истории нужно считать более раннюю дату - 2005 год, когда главным режиссером Красноярской драмы стал ученик Петра Фоменко Олег Рыбкин. Символично, что именно в этом театре он много лет назад выпустил свою дипломную работу, «Свадьбу Кречинского».

Первая же постановка Рыбкина после его возвращения в Красноярск, «Таланты и поклонники», получила приглашение на несколько всероссийских фестивалей. Для труппы, которая до этого долгое время почти не выезжала за пределы края, а на местных фестивалях уступала позиции другим театрам, рывок был весьма ощутимый. Чеховская «Чайка» в постановке Рыбкина, которая вскоре не только прорвалась в конкурсную программу «Золотой Маски», но и «облетела» после этого с дюжину российских фестивалей, принесла Красноярской драме известность на театральном пространстве страны.

ПЛОДЫ «ДНК»

Такова предыстория. Но самое ценное в ней даже не то, что главный режиссер за короткий срок продвинул свой театр и привлек к нему внимание серьезных театральных экспертов. Важно, что Олег Рыбкин за эти годы сумел изрядно взбудоражить творческую среду в крае и переломить немало укоренившихся в ней стереотипов. В частности - недоверие публики и местного театрального сообщества к современной драматургии. Но именно последовательная политика Рыбкина по продвижению новой драмы невольно оказала сильнейшее воздействие и на другие театры региона.

Это особенно отчетливо показала нынешняя «Золотая Маска»: все четыре спектакля-участника из Красноярского края так или иначе связаны с фестивалем современной драматургии «ДНК» («Драма. Новый код»), художественным руководителем которого является Рыбкин. В конце сезона этот фестиваль при финансовом содействии Фонда Михаила Прохорова пройдет в Театре им. Пушкина уже в четвертый раз.

Два спектакля, которые представила на последней «Маске плюс» сама Красноярская драма - вообще прямое следствие «ДНК». Читки пьес «Самый легкий способ бросить курить» М. Дурненкова (в постановке Егора Чернышова) и «Класс Бенто Бончева» М. Курочкина (режиссер Олег Рыбкин) были признаны лучшими на предыдущем фестивале «ДНК». И - беспрецедентный случай для «Золотой Маски» - они были одобрены экспертами и приглашены на фестиваль как раз в форме читок. Первая до поездки в Москву успела вырасти в полноценный спектакль, который пользуется большим успехом у красноярской публики. А режиссер Егор Чернышов получил приглашение на постановку в другой краевой театр, норильский.

ТЕАТРАЛЬНЫЕ ПЕРЕПЛЕТЕНИЯ

Режиссера Романа Феодори (Ильина), который в Красноярском крае сейчас вообще невероятно востребован (выпуск сразу трех спектаклей в разных театрах только до конца сезона!), здесь узнали тоже благодаря «ДНК». На втором фестивале он ставил читки пьес «Марш по домам» Ю. Яковлевой и «Жизнь удалась» П. Пряжко. После чего режиссер получил приглашение на постановку «Золушки» Е. Шварца в Красноярский ТЮЗ. А вскоре познакомился с новым директором Канского драмтеатра Владимиром Мясниковым и в тандеме с ним замахнулся на весьма амбициозный и даже авантюрный проект - постановку «Отелло». Казалось бы, ну кому в маленьком провинциальном городке интересна трагедия Шекспира? И в самом театре, и в краевом минкульте идею поначалу восприняли с недоверием. К счастью для театра, новый директор сумел настоять на своем.

«Есть проблемы, характерные для всех театров малых городов России, - говорит Мясников. - Это плохая посещаемость спектаклей, низкое финансирование, отсутствие нормального взаимодействия с властью и т. д. Понятно, что решать их нужно комплексно. Но главное, что для этого необходимо, - качественные спектакли. Тогда и зритель к нам пойдет, и власть обратит внимание, и кадровые проблемы решатся, и деньги появятся. Что меня поначалу особенно раздражало в Канском театре - в нем все было слишком стабильно и ровно. Плеваться после спектаклей вроде бы не хотелось, но и восторгаться было нечем, тишь да гладь... Захотелось как-то взбудоражить эту атмосферу. Роман сразу уловил, чего я хочу: для начала нам нужно было какое-то громкое название, чтобы оно выстрелило и привлекло к себе всеобщее внимание. Чтобы зритель пришел в зал и удивился, немножко не узнал свой театр. Так возникла идея поставить «Отелло».

Сейчас, когда спектакль съездил на «Золотую Маску» и получил там благожелательные отзывы критиков и столичных зрителей, правильность выбора названия уже ни у кого не вызывает сомнений. Тем более что спектакль уже получил приглашение еще на три всероссийских фестиваля. А неизменные аншлаги на «Отелло» в самом Канске напрочь отметают вопросы, нужна ли местной публике серьезная драматургия. Авантюризм подхода - браться за постановку, даже если в труппе нет исполнителей на главные роли, - директорам маленьких провинциальных театров вообще стоит взять на заметку. Потому что не секрет, что кадровый вопрос в таких театрах - один из самых острых, не везде есть свои Отелло и Яго. В Канске Отелло сыграл сам Мясников, актер по образованию. На роли Яго и Дездемоны пригласили артистов из Красноярска. Между Канском и Красноярском - двести с лишним километров, отвратительная автодорога, вся в выбоинах, и не меньше трех-четырех часов езды (а поездом и того дольше). Но ради таких ролей красноярские артисты (не обделенные при этом ролями у себя дома) готовы терпеть любые неудобства.

Уже упомянутый «ДНК» стал катализатором для лабораторий по современной драматургии и в других театрах Красноярского края. Отчасти, как я уже упоминала, потому, что все убедились воочию: новая драматургия публику не отпугивает. Да и дух соревновательности сказался: почему пушкинцы могут, а мы нет? В Канске в сентябре пройдет уже третья режиссерская лаборатория. За очень короткое время на ней успели зародиться свои традиции. Одна из самых перспективных - представлять публике мастера и его ученика. Владимир Мясников - ученик Вячеслава Кокорина, Роман Феодори - выпускник Геннадия Тростянецкого. Участники предыдущих лабораторий Тимур Насиров и Егор Чернышов - выпускники петербуржца Григория Козлова, и его в Канске тоже надеются вскоре увидеть. И как знать, может, и Льву Додину (учителю Семена Александровского, который поставил в Канске уже два спектакля) захочется прокатиться в Сибирь? Или Сергею Женовачу с его учениками? Идея сумасшедшая, но после того, как Тростянецкий выпустил в Канске спектакль «Житель города К.» и планирует следующую постановку, недостижимой она уже не кажется. Кстати, этот спектакль вскоре примет участие в фестивале «ДНК». Такие вот театральные переплетения...

КУРС НА ПРОДВИЖЕНИЕ

Следующей осенью свою лабораторию планирует и Красноярский ТЮЗ. Его «Собаки-якудза» в постановке Тимура Насирова (тоже представленные на «Маске плюс») берут начало от первого «ДНК», где была прочитана эта пьеса Юрия Клавдиева. Читка прошла с таким успехом, что в самой драме поговаривали: хорошо бы поставить по «Собакам» спектакль. Но в то же время признавали, что материал скорее тюзовский. В ТЮЗе идею благополучно подхватили, к тому же она еще на стадии переговоров совпала с намерениями самого Насирова: по неожиданному совпадению он предложил театру то же название. В итоге успех «Собак» превзошел все ожидания: публика валит валом, спектакль стал лауреатом фестиваля «Ново-Сибирский транзит» и местной «Театральной весны», объехал еще несколько фестивалей в центральной России. И как кульминация - приглашение на «Маску плюс». Кстати, по словам самого Клавдиева, - это первая и пока единственная постановка «Собак-якудза» в России.

Для тех, кто не знает Красноярский ТЮЗ, эта история может показаться вполне заурядной: ну, подумаешь, идея режиссера удачно легла на возможности труппы. Но для театра, который не один год (и даже не десять лет!) задыхался под слабыми худруками и считался среди театров края безнадежным аутсайдером, - для этого театра успех «Собак» стал настоящей надеждой на возрождение. Еще совсем недавно ТЮЗ не мог и помышлять - не то что о поездке на «Золотую Маску», но и о признании на местных фестивалях. Сейчас жизнь в театре (в котором когда-то работали Кама Гинкас и Генриетта Яновская) потихоньку входит в нормальное творческое русло. Здесь ставят известные режиссеры - Борис Цейтлин, Роман Феодори, Тимур Насиров, приглашены на постановку Юрий Алесин и главный режиссер новосибирского «Глобуса» Алексей Крикливый. И, как ожидается, в следующем сезоне в ТЮЗе, наконец, появится новый творческий лидер. Его поиск - самая насущная сейчас забота дирекции театра.

Елена КОНОВАЛОВА
«Страстной бульвар, 10» №9-139/2011