И это все - о любви
03 февраля 2004
В декабре Красноярскому театру юного зрителя исполнится 40 лет. Об этом напомнил мне недавно художественный руководитель театра Андрей Няньчук, когда мы встретились перед началом спектакля "Норвегия. Сегодня", показанном на альтернативной сцене ТЮЗа московским театром "Театр. doc".
В те же дни в ТЮЗе прошли недельные мастер-классы для актеров и бизнесменов, которые вели замечательные педагоги, приглашенные Няньчуком из Москвы, из всемирно известного Театрального института имени Б. Щукина. Это профессор Александр Поламишев (одним из учеников которого был народный артист России Валерий Дьяконов, ведущий актер пушкинского драмтеатра) и режиссер Вячеслав Терещенко (известный красноярцам по поставленному им в ТЮЗе спектаклю "Поллианна"). Эти, казалось бы, столь разные события свидетельствуют о многосторонней и бурной жизни театра, который не только преодолевает тяжелейшие материальные трудности, но и находится в постоянном поиске новых форм работы, стремится к расширению репертуара, к разнообразию стилей и жанров, к обновлению художественного языка, привлекательного и до-ступного молодому зрителю.
Главное, что сегодня радует - это идущие полным ходом ремонтные работы. Целиком завершен ремонт первого этажа главного здания театра, включая зрительный зал. На очереди - закулисье и второй этаж. Есть основания надеяться, что к началу юбилейного сезона, то есть к октябрю, ремонтные работы будут закончены, и свое 40-летие театр отметит на большой сцене. А еще до этого, в мае, тюзовцы хотят показать (правда, на чужой сцене, скорее всего в театре оперы и балета) восстановленный спектакль "Звездопад" по Астафьеву, приурочив его к 80-летию великого земляка.
- Думаю, что свои обязательства управление культуры выполнит, не подведут и подрядчики, - говорит Андрей Няньчук. - Но ведь сразу же после окончания ремонта нам потребуются и новая мебель, и свет, и звук... Так что, будем рассчитывать и на дальнейшую поддержку властей и спонсоров. Как было бы здорово, если бы нам к юбилею помог, например, "Норникель"... - Он задумывается и добавляет с улыбкой: - Мы готовы в порядке бартера поменять нашего Маяковского (имеется в виду памятник поэту перед фасадом театра. - Э. Р.) на их свет и звук - ведь у Норильского театра имени Маяковского такого памятника нет, а нам он без надобности...
Шутки шутками, но, как говорится, сам бог велел помогать молодежному театру, единственному в крае, который в силу своей внутренней динамичности и пластичности готов идти на эксперимент в новых взаимоотношениях с властью. И в отношениях со своим зрителем ТЮЗ в последние годы активно ищет (и находит!) новые, современные формы интерактивного общения. Отражается это и на репертуаре театра, где появляются такие необычные спектакли, как "Поллианна".
- Этот спектакль - о любви, - продолжает Андрей Няньчук, - о любви к жизни, о любви ко всему вокруг: к земле, небу, воде, к людям, птицам и зверям... Любовь и романтика - вот на чем будет держаться ТЮЗ. Именно эти темы больше всего волнуют наших зрителей. Сейчас мы запустили в работу еще один спектакль о любви - о любви восторженной, изобретательной, безграничной, безумно красивой, но иллюзорной. Он будет называться "Тойбеле и ее Демон", премьера состоится весной. Спектакль этот пронизан мыслью о том, что какой бы ни была богатой наша фантазия, реальный мир все же теплее и желаннее.
Совсем о другой любви - самозабвенной, но патологической, расскажет "Коллекционер" - спектакль, над которым начнется работа в феврале. Это инсценировка знаменитого романа Фаулза. Наверняка понравятся молодым и такие спектакли, как "Свободные бабочки" Герша - о любви сложной и простой, желанной и мучительной, и "Мои проблемы - это все" Грея - о первой любви подростка.
Есть еще три спектакля, постановку которых театр, к сожалению, пока что не может осуществить, но которые наверняка были бы с восторгом приняты молодежью. Это "Рыбак и его душа" Оскара Уайльда, "Под крышами Парижа" (по мотивам знаменитого фильма) и "Белый клык" (по известной повести Джека Лондона). Для того чтобы реализовать эти яркие, музыкально-пластические постановки, необходимы дорогое оснащение и привлечение высококлассных специалистов - композитора, балетмейстера и т. д. Только если бы эти спектакли стали государственным заказом - они смогли бы увидеть жизнь на сцене ТЮЗа.
- Надеемся также, - добавил Андрей Няньчук, - что государственным заказом станет и задуманный нами спектакль "Драматический лицей" - своеобразная хрестоматия классических произведений для школьников. Этот спектакль планируется сделать выездным, рассчитанным на любую сценическую площадку - от сцены ДК до школьного "пятачка"...
Вот такие планы у театра, которые могут осуществиться лишь на пятьдесят процентов при отсутствии государственного заказа.
Эдуард РУСАКОВ
"Красноярский рабочий", 3 февраля 2004 г.