Главная роль Елены Пономаревой
07 апреля 2004
Если вы придете в Красноярский театр юного зрителя на спектакль Андрея Няньчука "Этот сумасшедший дом", то непременно обратите внимание на одну из героинь - Белинду Блеяр в исполнении Елены Пономаревой. Не заметить столь яркой и своеобразной женщины на подмостках альтернативной сцены просто невозможно. С первых мгновений ее появления на площадке вас поражает неудержимая энергия героини Пономаревой, энергия, которая притягивает к себе, как магнит, и заставляет неотрывно следить за каждым жестом и каждым словом, слетающим с уст волевой и в то же время обаятельной женщины.
Новая интересная работа в спектакле по пьесе М. Фрейна - это, безусловно, открытие для поклонников Елены Пономаревой, посвятившей театру более двадцати лет жизни. Однако это открытие закономерно, ведь в творческом активе актрисы - роли из признанного хрестоматийного, зарубежного и русского, классического репертуара. К числу таких работ относятся Гермия ("Сон в летнюю ночь" В. Шекспира), Простакова ( "Недоросль" Д. И. Фонвизина), Людмила ("И Людмила, и Руслан..." по поэме А. С. Пушкина), Елена Ивановна ("Медведь" А. П. Чехова) и многие другие.
Первое признание в ТЮЗе к Елене Пономаревой пришло во время ее самого первого сезона. О ней заговорили в прессе не только в родном Красноярске, но и в Москве и Ленинграде, других городах бывшего Советского Союза, где театр показывал свои спектакли. Везде отмечали Пономареву как исполнительницу, способную достичь драматической глубины в работах "взрослого" репертуара и одновременно быть убедительной в спектаклях, предназначенных для самых маленьких зрителей. Особенно полюбились тогда поклонникам театра героини Пономаревой - Вера Третьякова в спектакле по пьесе В. Розова "В поисках радости", Эльза в "Драконе" по произведению Е. Шварца, Милли ("Невидимка" М. Розовского), Капочка в "Праздничном сне до обеда" А. Островского.
"На протяжении всех лет пребывания Пономаревой в театре судьба дарила ей главные роли, - рассказывает заслуженная артистка России Галина Елифантьева, - и она всегда с честью с ними справлялась".
"У нее была возможность работать с разными режиссерами. Она всегда ценила умение постановщика глубоко понять драматургический материал и помочь исполнительнице раскрыть в себе те человеческие качества, о которых она, возможно, и не подозревала", - отмечает художественный руководитель ТЮЗа Андрей Няньчук.
"Старожилы" театра вспоминают об интересном общении актрисы с режиссером Юрием Мочаловым при постановке спектакля по поэме Александра Пушкина "Руслан и Людмила". "Когда зрители приходили на этот спектакль, который у нас назывался "И Людмила, и Руслан...", они с удивлением обнаружили, что именно такой и представляли героиню произведения Пушкина, настолько Пономарева была органичной и убедительной в этой роли!" - вспоминает заслуженный артист России Алексей Алексеевич Ушаков, знающий родной театр с первого года его существования.
Не один раз отмечали Елену Пономареву по итогам творческих конкурсов за лучшую роль сезона. В число таких работ вошли Гермия из "Сна в летнюю ночь", Елена Ивановна из "Медведя". Ее героиням всегда свойственны неповторимая обаятельность, женственность, внутренняя интеллигентность и в то же время простота - те качества, которые вызывают неизменную симпатию у зрителей.
К числу ролей, получивших значительный общественный резонанс, безусловно, относится роль Простаковой в комедии "Недоросль". Критики отмечали необычную трактовку Пономаревой хорошо знакомого хрестоматийного образа. Нельзя не отметить и центральную роль Пономаревой в спектакле "Звездопад", поставленном по повести В. П. Астафьева. Убедительность и достоверность образу, созданному актрисой, помогло придать общение с самим автором, который принимал активное участие в репетиционном процессе. Тогда Виктор Петрович отмечал, что Пана в исполнении Елены Пономаревой - это "точное, стопроцентное попадание" в суть образа.
Сейчас Елена Пономарева репетирует роль Тойбеле в спектакле "Тойбеле и ее Демон", который должен быть показан зрителям весной этого года. Трудно сказать, чем именно удивит своих поклонников актриса. Одно можно с уверенностью утверждать: она непременно предстанет перед зрителями с какой-либо новой, неожиданной стороны.
"Меня привлекает в этой пьесе постоянное дыхание тайны, постоянное ожидание какого-то откровения, постоянное внутреннее напряжение, которые сопутствуют не только всему произведению, но и образу моей героини, мечтающей о подлинном женском счастье", - делится своими размышлениями о творческом процессе актриса.
Много главных ролей было сыграно Еленой Пономаревой, но подлинной ее главной ролью стала способность до донышка отдавать свой дар зрителям, дарить тепло человеческой души не только близким, но и всем окружающим людям.
Станислав КОМАРОВ
"Красноярский рабочий", 7 апреля 2004 г.