Гастроли Красноярского ТЮЗа в Перми: волшебство современных технологий в театре
11 мая 2023
Оба спектакля – обладатели наград и премий в области театрального искусства. «Хроники Нарнии. Племянник Чародея» (12+) удостоен приза оргкомитета III Международного Большого детского фестиваля в 2020 г. «Алиsа» (6+) получила Национальную театральную премию «Золотая Маска» – специальный приз «За яркий образец спектакля-феерии» в 2016 г.
В этих спектаклях гармоничное сочетание современных технологий создает атмосферу сказочного волшебства. А программа гастролей – это не только знакомство пермского зрителя с творчеством театра из крупного промышленного центра Восточной Сибири, но и партнерский мастер-класс Пермского академического Театра-Театра и Красноярского ТЮЗа по обмену опытом.
«Хроники Нарнии. Племянник Чародея» (12+) – первый спектакль Красноярского ТЮЗа по книге Клайва Льюса, в котором юным зрителям «объясняется» предыстория появления волшебной двери в платяном шкафу, через которую можно попасть в сказочную страну Нарнию. Главные герои – мальчик Дигори Керк (Михаил Гольцов) и девочка Полли Пламмер (Екатерина Кузюкова) – случайно попадают в волшебные параллельные миры, учатся отличать добро и зло и нести ответственность за принятые решения. Эффекты перемещения между сказочными странами и Лондоном, где живут дети, создаются с помощью цифровых технологий, оригинальных сценических решений и костюмов.
Как отметил Михаил Гольцов, актер Красноярского ТЮЗа, и «Хроники Нарнии» (12+), и «Алиsа» (6+) созданы в таком формате, чтобы детям ни секунды не было скучно. «И это у нас очень хорошо получается. Это огромная заслуга команды, которая очень грамотно выстроена, от руководства театра до художественной части и артистов. У нас все идут в одном направлении, поэтому получается такой результат», – уверен исполнитель роли Дигори в спектакле «Хроники Нарнии. Племянник Чародея» (12+).
Сценограф и главный художник Красноярского ТЮЗа Даниил Ахметов, который поставил в Пермском Театре-Театре спектакли «Карлик Нос» и «Антигона», использует для визуализации элементы театра теней, графическую анимацию, видеопроекцию, сценический полет и многое другое. Трансформирующаяся сцена и все декорации Красноярского театра для двух гастрольных спектаклей были привезены в Пермь. И получилась волшебная сказка, где есть удивительные фавны на ходулях-джамперах, летающая над сценой королева, огненные кольца со световыми столбами и анимированные 3D-крылья огромной бабочки у Лошади Землянички.
Звуковую атмосферу в «Хрониках Нарнии. Племянник Чародея» (12+) создает квартет музыкантов и вокалистов, среди которых Кристина Баженова, с 2016 по 2021 год служившая в Пермском Театре-Театре. Музыканты находятся в партере и являются полноценными актерами спектакля. Прекрасная игра талантливых драматических артистов, эмоционально точные вокальные партии и спецэффекты с применением современных технологий – все это помогает передать смысл сложной сказочной саги, и юные зрители искренне сопереживают главным героям и верят в загадочные превращения на сцене.
В репертуаре театра из Сибири есть и второй спектакль этой саги – «Хроники Нарнии. Конь и его мальчик» (12+), где рассказывается совершенно другая, новая история. В Красноярском ТЮЗе планируют поставить спектакли на все книги серии.
«Наши художественный руководитель и главный художник любят эксперименты, ищут новые возможности для реализации своих задумок. В каждой постановке у нас присутствует какой-то новый элемент – спецэффект, декорации и т. д. Первый спектакль в таком формате – это «Снежная королева», после которого все поняли, что сделали что-то необычное. А когда такое волшебство стало происходить спектакль за спектаклем, это стало сильной стороной нашего театра. Мы гордимся нашими спектаклями, и зрители нас любят», – рассказал Екатерина Кузюкова, исполнительница роли Полли в «Хрониках Нарнии. Племянник Чародея» (12+).
В пластическом спектакле «Алиsа» (6+) по культовым книгам Льюиса Кэролла «Алиса в Стране чудес» и «Алиса в Зазеркалье» текста у актеров практически нет. Это удивительно тонкая и при этом очень зрелищная постановка, которая отражает мир внутренних фантазий девочки, ее способность легко выпутываться из самых странных ситуаций и с юмором воспринимать все происходящее вокруг. В этом спектакле благодаря современным технологиям умело отражено все то, за что читатели любят эту историю – стремительно сменяющие друг друга события, неожиданные перевоплощения, странные искажения реальности.
Образ Алисы очень хорошо передан двумя актрисами – взрослую играет Светлана Косульникова, а юную – Ксения Бабкина. Игровой сюжет пьесы прописан так, что на сцене одновременно появляются, например, четыре Алисы или несколько Белых Кроликов. Алиса, войдя в одну дверь, мгновенно выходит из другой – с противоположной стороны сцены. А Белый Кролик, пронесшись между рядами зала, тут же возникает на сцене. Такие сценические приемы помогают достоверно отразить особую организацию временных и пространственных превращений, которые описаны в сказке. И юные зрители в зале с удовольствием следят за такими необычными перемещениями и ждут, откуда персонаж появится в очередной раз.
В спектакле используется огромное количество технических и видеомэппинговых приемов. Это и полет Алисы над сценой и партером со светящейся книгой в руках, и световой фонтан с взлетающей посудой на чаепитии у Шляпника, и собранная из камней и «ожившая» голова Чеширского Кота, и многое другое. Одно «волшебство» здесь сменяет другое.
И спектакль совершенно не похож на кинофильм «Алиса в Стране Чудес» Тима Бертона, в этом его особая уникальность. Даниил Ахмедов, главный художник Красноярского ТЮЗа, здесь выступил и в качестве режиссера. Именно он придумал все сценические приемы, которые производят огромное впечатление на зрителей. Для образа Червонной Королевы (Анжелика Золотарева) создано высокое платье, из которого она спускается по лестнице. Гусеница, чтобы превратиться в бабочку, исполняет завораживающий танец с трубой из полотна, в которую подается поток воздуха. А Траляля (Никита Данилов) и Труляля (Ренат Бояршинов) в этом спектакле – это два смешных человечка в веселых пижамах, которые разговаривают на языке «миньонов» и ведут себя так же, как эти мультяшные персонажи.
Во время спектаклей Красноярского ТЮЗа на сцене Пермского Театра-Театра царило волшебство, вызывая в зале удивление и восторг, сострадание и переживания, радость и смех. Произвести впечатление на современных детей сегодня достаточно сложно, но красноярцам это удалось. Видимо, они сумели подобрать секретный ключик к сердцам юного поколения из XXI века цифровых технологий.
И это не случайный успех, в Красноярском ТЮЗе системно работают над привлечением в театр детской аудитории. И даже привезли в Пермь штатного детского театрального педагога, который провел игру с детьми перед спектаклем «Хроники Нарнии. Племянник Чародея» (12+). Ребята делились своими предположениями о том, что будет происходить на сцене, а еще шагали с разной скоростью, объединялись в группы и считали. А после спектакля желающие поделились своими впечатлениями от просмотра.
Наталья Кочорашвили, директор Красноярского ТЮЗа подчеркнула, что в Красноярском ТЮЗе собрана одна из лучших команд, во главе которой режиссер и художественный руководитель театра Роман Феодори и главный художник Даниил Ахмедов.
«Мы полны уверенности и понимания, как нам кажется, того, как сегодня должен выглядеть молодежный театр. И приехали не только показать наши лучшие спектакли – с нами девять человек прибыли на стажировку. Это специалисты отдела маркетинга, экономического отдела, отдела снабжения. Нам есть, чему поучиться. С удовольствием ждем Пермский Театр-Театр у нас в гостях на фестивале «Язык мира», который пройдет уже в пятый раз при поддержке Правительства Красноярского края», – пригласила Наталья Кочорашвили.
Гастрольный обмен всегда рождает новые творческие проекты. И, возможно, пермякам представят их уже в новом театральном сезоне. Будет интересно увидеть технические «фишки» красноярцев в ярких музыкальных спектаклях Пермского Театра-Театра.
А «Большие гастроли» Красноярского ТЮЗа на сцене Театра-Театра были организованы ФГБУК «Росконцерт» при поддержке Министерства культуры РФ.
Фотографии предоставлены Театром-Театром