Двойное счастье
30 октября 2002
Есть в красноярском ТЮЗе актриса, которая, отдав искусству тридцать лет, имеет только одну запись в трудовой книжке. Актриса эта, сохранив глубокую преданность родному театру, сумела на протяжении трех десятилетий оставаться собой, оставаться творческой личностью и женщиной с большой буквы.
Много было испытаний, бурь, перемен, много режиссеров участвовало в "плавании" театрального корабля, а она по-прежнему живая, темпераментная, ищущая новых путей для самораскрытия, жаждущая работы и общения с режиссером-соратником, стремящаяся к новому чуду, которое способно родиться в неизменно обновляющемся актерском творчестве.
Кто хорошо знает и любит театр юного зрителя, тот сразу же поймет, что речь идет о Галине Анатольевне Троегубовой - одной из ведущих актрис ТЮЗа, почетном работнике культуры.
...В 1972 году в театр пришла молодая актриса, которой сразу же посчастливилось окунуться с гущу творческих событий - работать с интересным режиссером Коганом ("На всякого мудреца довольно простоты"), впоследствии выпустившим в институте искусств актерский курс перспективного уровня, создавать с Юрием Копыловым "Сказ о четырех близнецах" и всегда быть при деле, всегда оставаться востребованной и желанной.
Наиболее значимые ее актерские работы последнего десятилетия - маркиза Доримена в спектакле "Мой дорогой Журден" (по Ж.-Б. Мольеру) и Ничкина в "Праздничном сне до обеда" (по А. Н. Островскому). Обе эти роли - результат плодотворного соавторства с режиссером Ветрогоновым. Однако главной творческой удачей последнего периода считает Галина Анатольевна свою мисс Флору ван Ханзен в спектакле Владимира Берзина "Сваха". И хотя довелось актрисе активно общаться с этим режиссером при работе только над одной-единственной постановкой, чувствуется, что этот человек в душе ее оставил неизгладимый отпечаток. О Берзине она говорит охотно, говорит, не столько передавая информацию, сколько воспроизводя эмоциональное состояние, хоть ненадолго воскрешая мироощущение, рожденное в ходе работы с художником.
Для любого актера принципиально важно найти своего режиссера, способного стать подлинным учителем и наставником, режиссера, понимающего окружающих не на вербальном, а на интуитивно-подсознательном уровне. Берзин - именно такой человек, по мысли Галины Анатольевны. Отношение к этому художнику как нельзя лучше характеризует ее как актрису и как личность.
Что нового открыла для себя Галина Троегубова, вступив в мир режиссера Берзина? Она открыла прежде всего подлинную интеллигентность и тонкий интеллект, которые в наше время стали, к сожалению, редкостью и для многих бесполезной роскошью. Истинный творец, культивирующий в себе лучшие человеческие качества, всегда невольно открывает эти же качества и в своих товарищах, в актерах, которых он ведет по трудному пути, приближаясь к воплощению нравственных порывов собственного сознания. Галина Анатольевна, идя с режиссером по нелегкому пути, который связан с неоднозначным литературным материалом, почувствовала ни с чем не сравнимую творческую свободу, почувствовала ту легкость и непринужденность в работе над ролью, которые в такой степени не чувствовала никогда. Какое счастье, что встреча с ее режиссером состоялась! Какое счастье, что в "Свахе" она смогла заново открыть себя, заглянув в глубины собственной души. Сама же ее героиня, безусловно, нестандартная. Сверкающее обличье красотки кабаре сочетается с мощной позитивной энергией, с умом и подлинным остроумием, с глубокой душевностью и способностью сострадать окружающим. Все эти качества сделали героиню Троегубовой узнаваемой и любимой зрителями.
Судьба распорядилась так, что любовь к театру актриса немало лет делит со своими близкими. Ее муж Евгений Троегубов уже длительный срок заведует музыкальной частью театра. А с прошлого сезона и ее дочь, Юлия Троегубова, входит в состав труппы после окончания актерского факультета Красноярской академии музыки и театра (курс профессора К. А. Вощикова). С детства от своих родителей впитавшая любовь к искусству, Юлия сейчас сама стала полноправным членом театрального сообщества и в новом сезоне исполняет роль уже полюбившейся зрителям Агафьи Тихоновны, героини гоголевской комедии "Женитьба", воплощенной на сцене ТЮЗа режиссером Олегом Прониным.
Счастье для творческой личности - посвятить жизнь любимому делу, а счастье вдвойне, когда и близкие люди шагают рядом, отдавая все свои силы этому же делу. И хочется верить, что еще не раз порадует Галина Троегубова своих зрителей новыми интересными работами, продолжающими творческий путь удивительной актрисы.
Станислав КОМАРОВ
"Красноярский рабочий", 30 октября 2002 г.