Дульсинея из Сибири. Юбилей у Людмилы Сорокиной
29 октября 2012
Конец семидесятых. Жаркое лето. Красноярск. Огромный сибирский город, раскинувшийся на двух берегах могучего Енисея. Тесные полутемные коридоры старинного здания на проспекте Мира. Нас много. Мы - это первые абитуриенты только что открытого Института искусств. Желающих стать артистами всегда много. В Москве, Ленинграде, Свердловске, Ярославле, Ростове, Владивостоке - везде, где есть учебные заведения, готовящие профессиональных актеров. Вне зависимости от географии проблем с набором не существует. Сотни, тысячи молодых, уверенных в собственном таланте, готовы без оглядки броситься в эту прекрасную жизнь, где ждут полные залы, аплодисменты, признание. И что им предупреждения, что актерская профессия, по сути, большая лотерея - на одну минуту счастья приходятся годы бессонных ночей, адского труда, растоптанных самолюбий, исковерканных судеб. Они готовы на жертвы, они знают - это их мир!
Да, нас было много в то жаркое красноярское лето. Но светло-серые, огромные, серьезные и как-то по-особенному светящиеся глаза невысокой стройной девушки запоминались сразу. Она не участвовала в веселом абитуриентском трепе, приходила на очередной экзамен и сразу исчезала, оставаясь загадкой. И только потом я узнал, какой надежный друг и товарищ Люся Сорокина, обладательница этих удивительных глаз.
Нашему курсу повезло. У нас были отличные учителя. Не буду вдаваться в подробности театральной педагогики. Тут своя сложная специфика, которую не объяснишь. Но главное не в этих профессиональных нюансах.
- Я сегодня пытаюсь внушить уже своим студентам: театр - это, прежде всего, огромный труд! - говорит Людмила Сорокина, - Причем труд, который необходимо любить и свято верить в его необходимость. Если можно себе представить раба на галере, который готов целовать свою цепь, приковавшую к веслу, то, наверное, точнее не скажешь. Конечно, необходимы природные данные, талант, но все может пойти прахом (и таких примеров сотни), если нет этой сумасшедшей готовности к ежедневной кропотливой и зачастую неблагодарной работе.
Читатель, наверное, уже понял - с Людмилой Сорокиной мы знакомы очень давно. И даже скажу больше, почти родственники. Четыре года совместного учения актерской профессии вполне можно приравнять к счастливому детству в одной семье. Она всегда была одарена упрямой целеустремленностью настоящего трудоголика. В профессию пришла (по театральным меркам) довольно поздно. За плечами уже был опыт студенчества в техническом вузе, работа в театре костюмером. Возможно, поэтому не было на нашем курсе человека более готового к круглосуточным репетициям. И мы, действительно, пропадали в институтских аудиториях сутками - этюды, отрывки, сценическая речь, сцендвижение. Обязательная программа актерского обучения. А ведь еще успевали делать самостоятельные работы, готовили капустники, что-то сочиняли, и, конечно, влюблялись, праздновали, пели песни под гитару - как же без этого в студенческие годы?
По распределению Людмила Сорокина пришла работать в Красноярский ТЮЗ. Легендарный театр. Именно оттуда вышли такие звезды советской сцены, как Николай Олялин и Лариса Малеванная. Там начинали знаменитые режиссеры Кама Гинкас и Гета Яновская. Попасть в коллектив с такими традициями большое везение для начинающего актера. Хотя, как сказать... Думаю, что для любого театра, с самой замечательной труппой и биографией, было большим везением заполучить такую актрису, как Людмила Сорокина. И дело тут не только и не столько в безусловном даровании, отчетливо видном еще в студенческие годы. Сколько их, талантливых и одаренных, приходят в театры ежегодно и бесследно исчезают, растворяются в этом жестком и порой очень жестоком мире. С Люсей так не могло произойти по определению. Уже одна из первых ее ролей - Таня Теткина, в спектакле «В огне брода нет» (читатели, конечно, помнят знаменитый фильм Глеба Панфилова с Инной Чуриковой в главной роли) поражала глубиной и искренностью. Вчерашняя студентка? Да такого не может быть! То, что делала на сцене Люся, было «по зубам» только настоящему профессионалу. И только те, кто хорошо знал Людмилу Сорокину, понимали, произошло «обыкновенное театральное чудо», когда талант и трудолюбие совпали с практически полной родственностью характеров актрисы и главной героини. Преданность, готовность к самопожертвованию, одержимость творчеством - Людмила Сорокина и Таня Теткина проживали каждый кусок этой сложнейшей роли без малейшего зазора между образом и актером! И еще одно чудо произошло на этом спектакле. Ее партнером был молодой актер Вячеслав Сорокин. С тех пор они вместе идут по жизни вот уже тридцать лет. Надо сказать - редкий случай в театральном мире, где семейные связи не отличаются большой прочностью. Но Слава с Люсей - другие... И мы всем курсом гуляли на актерской свадьбе и кричали «Горько!», и поднимали тосты за прочность союза. Слава Богу, наши пожелания сбылись. Через несколько лет Слава с Люсей вместе приехали работать в Рязанский ТЮЗ, вместе прошли через все сложности врастания в новый коллектив. Знаю не понаслышке, как это не просто и порой мучительно. Тут все связи - дружеские, семейные, проходят проверку на прочность. И они ее прошли с честью. Остались верными себе и друг другу, вырастили двух чудесных сыновей.
- Знаешь, за эти годы (более тридцати лет на сцене срок, действительно, немалый - авт.) было много ролей, в том числе и главных, - размышляет Людмила Сорокина. - Но есть роли и роли... И тех самых настоящих, куда удалось врасти всеми нервами, кровью, судьбой, у каждого актера немного. Мне повезло - могу насчитать целых четыре. Таня Теткина, Анни из «Сотворившей чудо», Крыся из «Легенды об Искремасе», и, конечно, Дульсинея.
Такое впечатление, что Александр Володин писал свою Дульсинею Тобосскую, всю эту историю жертвенной любви и веры, специально для Людмилы Сорокиной. И опять то же чудо совпадения актерских данных с жизненной темой. И снова, как и много лет назад в Красноярском ТЮЗе, я сидел в зрительном зале, плакал и смеялся, верил и гордился мужеством володинской Дульсинеи, моей дорогой однокурсницы, Заслуженной артистки России Людмилы Сорокиной. Время безжалостно, но и оно не смогло погасить чудесного блеска Люсиных глаз, которые я впервые увидел в полутемных коридорах старинного здания в огромном сибирском городе.
Михаил КОЛКЕР
«Страстной бульвар, 10» №2-152/2012