Дневник как свидетель жизни

12 июня 2025

Спектакль «Всё как у всех» не впервые приезжает в Екатеринбург. В 2023 году постановка была в афише фестиваля «Свой» и получила награду в номинации «За автофикциональный и исследовательский подход в работе с семейной историей на территории репертуарного театра».

После третьего звонка свет в зале не гаснет. На сцену выходит актриса средних лет в самой обычной одежде: простые джинсы, однотонный лонгслив, серый пиджак — ничего примечательного. Она обращается к зрителям не в образе героя, а от собственного лица: «Я — актриса Красноярского ТЮЗа Елена Половинкина…» И рассказывает историю рождения спектакля, который нам предстоит увидеть.

1-5.jpg

По словам Елены, началась она с самой обыкновенной тетради. Её актриса купила, когда мама начала стареть и терять интерес к жизни. Хотелось придумать занятие, которое надолго её увлечёт — и Елена предложила маме начать записывать свои воспоминания. Та сначала отнекивалась: мол, кому это нужно. На это у актрисы был ответ: «Мне. Мне нужно. Ты ведь наверняка не всё мне рассказывала». Как оказалось позже, план сработал — мама действительно начала писать о своей жизни.Но Елена открыла тетрадь и прочла первые строчки лишь через полгода после смерти мамы…

2-1.jpgЗа спиной актрисы — несколько составленных в ряд металлических стеллажей (художник — Даниил Ахмедов). На стеллажах — одинаковые крафтовые коробки. В похожие упаковывают вещи при переезде: в такие мгновения всегда невольно ловишь себя на ощущении, будто в этих картонках умещается вся твоя жизнь. Не только нынешняя — предметы быта, мебель, одежда — но и прошедшая: фотографии, письма, открытки, милые сердцу мелочи, которые рука не поднимается выбросить.

2-4.jpg

Вместе с рассказчицей мы словно распаковываем эти коробки, в которых уместилось сразу несколько жизней. Мамы — раз. Самой актрисы — два. Её детей — три. Три части спектакля — и три довольно разных для одной постановки способа повествования. Транслируя рассказ мамы, Елена актёрски проигрывает самые яркие и эмоциональные моменты в целом безрадостной, рутинной жизни на фоне непростого времени — военных и послевоенных лет.

3-2.jpg

Помогает ей в этом скромный реквизит, который она достаёт из тех же коробок — объёмная шерстяная шаль и старый металлический чайник. Быть может, это именно те предметы — ассоциирующиеся с теплом, уютом — помогают Елене вспоминать дорогого человека.

3-7.jpg

Вторая часть спектакля посвящена самой Елене — дочери, матери, актрисе. Человеку, который просто начал записывать за детьми смешные фразы и истории, а затем стал вести дневник, ставший впоследствии способом саморефлексии.

4-7.jpg

И здесь актриса тоже работает с предметом: появляются клубки ниток (как отсылка к прочным и тёплым семейным связям) и старая, разобранная на части кукла — тут можно увидеть намёк и на материнство, и на актёрскую профессию.

4-13.jpg

Третья часть рождается словно бы неожиданно: сама собой падает коробка, словно напоминая актрисе о ещё не сказанном. В коробке — письма (ещё один материальный предмет) к Деду Морозу, написанные детьми Елены в разные годы. В них — детские мечты, непосредственность, забавный слог, не угасшая ещё вера в чудо. Такие письма пишет каждый ребёнок в каждой семье, но каждой маме они кажутся уникальными. И актриса, упоённо читающая лист за листом, словно увлёкшись и позабыв о зрителе, в этот момент становится особенно трогательной.

5-4.jpgДа, всё как у всех. Но своё — настолько дорого, что хочется этим делиться. Согреть присутствующих забавными воспоминаниями о бабушке или рассказами матери, которая несмотря на непростую жизнь находила свои светлые моменты. Доверить собственные переживания и уверить в том, что завтра дети уже никогда не будут такими, как сегодня или вчера. И уговорить сегодня же пойти в магазин, купить тетрадку, уложить всех пораньше, сесть за стол и начать писать.

5-6.jpg

Не задумываясь, кому это будет интересно. Потому что интересно — будет: как минимум — детям и внукам. А большего, быть может, и не нужно. «Я давным-давно думала: когда же я сяду писать?» — сказала после спектакля, на обсуждении со зрителями педагог-режиссёр, руководитель клубных программ РАМТа Алла Лисицина. И это, пожалуй, лучшее подтверждение тому, что спектакль своей цели добивается.

6-6.jpg

Текст: Дарья Санникова Фото: Максим Субботин,

«Культура Eкатеринбурга», 10.06.2025