Дикие кони Евгения Алтынова

26 июля 2006

altynov.jpg591В июле исполнилось 60 лет моему давнему другу, известному красноярскому художнику-сценографу Евгению Борисовичу Алтынову, с чем я и решил его поздравить. Но при встрече заметил, что юбиляр как-то не очень радостен, и вскоре понял, что грусть его объясняется, скорее всего, недостаточной профессиональной востребованностью.

А ведь Евгению Алтынову, казалось бы, не надо доказывать, что он талантливый сложившийся мастер, осуществивший на сценах разных театров страны около полутора сотен постановок, участник многих краевых, зональных и всероссийских выставок. В своё время окончил Красноярское художественное училище имени В. И. Сурикова и художественно-постановочный факультет Ленинградского государственного института театра, музыки и кинематографии (ЛГИТМИК). Работал главным художником Красноярского ТЮЗа и Красноярского театра музыкальной комедии, Магаданского музыкально-драматического театра, ставил спектакли в Минске, Москве, Кемерово, Томске, Канске, Ачинске. Активно работает в книжной графике и живописи.

- Как отметил юбилей, Женя?

- Рисовал, работал. Каждое утро работаю. Хотел, кстати, к юбилею сделать выставку, но - рамы дорогие, сам понимаешь... Вообще в последнее время больше занимаюсь станковой живописью. В прошлом году оформил только один спектакль - комедию французского драматурга Жомиака "Акапулька, мадам!" для Новокузнецкого театра драмы. А в этом году для театра вообще ничего не делал. Наши театры предпочитают приглашать "варягов" со стороны. Экономят на всём, в том числе и на художниках. А мне так хотелось в юбилейном году довести число спектаклей до "круглого" счёта! Ведь я уже сделал 148, мне бы ещё два...

- Какие годы считаешь наиболее памятными и удачными?

- Восьмидесятые, когда я работал в Магаданском театре - там я оформлял спектакли разных жанров, с хорошими режиссёрами. Помню, особенно нравилось мне работать с главным режиссёром Виктором Петровичем Терентьевым. И в Красноярском театре музкомедии мы много хороших спектаклей поставили с Юрием Ивановичем Гвоздиковым. Жаль, что сейчас у нас перестали ценить своих сценографов. А ведь в Красноярске есть своя хорошая школа театральных художников - это и Виктор Немков, и Александр Баженов, и Владимир Боер (который последние годы успешно работает в Москве со знаменитым Романом Виктюком). Раньше нам доверяли и праздники всякие оформлять, и прочие шоу, а сейчас - приглашают каких-то девочек и мальчиков. Мы, старые бойцы, ещё пригодились бы. Ведь ни одного спектакля ещё не провалили! Вот собираются ставить в театре музкомедии "Овода" - и приглашают со стороны и режиссёра, и художника. Пьесы часто выбираются из коммерческих соображений, а серьёзные вещи уже не ставят. Мне кажется, руководить театрами должны профессионалы.

- Как ты можешь оценить ситуацию в красноярских театрах?

- Есть отдельные удачные спектакли, а в основном - невысокий средний уровень. Всё усреднилось, и взлётов нет, хотя явных провалов тоже немного. Думают лишь о том, как выжить. И в музкомедии, и в Пушкинском театре. Государственных денег никому не хватает, все ищут спонсоров. Но я считаю, уровень искусства всё равно не должен падать. И если уж приглашать кого со стороны, то таких звёзд, как Юрий Григорович, а не каких-нибудь Тютькиных или мальчиков без образования (лишь бы подешевле)... Ещё в оперном был хороший пример, когда пригласили сценографа Лысика из Киева, это очень хороший художник, один из ведущих. Вот такие должны быть гости!

- Можно ли сказать, что легендарный ЛГИТМИК был в своё время кузницей кадров для всех театров?

- Да, конечно. И особенно это касалось сценографов, ведь в ту пору в России это был единственный вуз, где учили на театральных художников. Никогда не забуду великого режиссёра и художника Николая Павловича Акимова, мощного Дмитрия Владимировича Афанасьева, мудрого Евсея Исаевича Голанда, который преподавал технологию и технику спектакля. У нас, студентов, была в ходу шутливая фраза: "Ощущение Голанда!" Он говорил, к примеру, что "надо решить судьбу станка" или "проблему лестницы" - то есть очень серьёзно относился ко всем мелочам в профессии. Актёрское мастерство преподавал Василий Васильевич Меркурьев. Не случайно же и наш тогдашний ТЮЗ весь почти состоял из питерских, из выпускников ЛГИТМИКа - Малеванная, Олялин... А сегодняшний ТЮЗ - хуже "самоделки"... нельзя даже сравнивать с 60-ми или 70-ми годами. Там остались несколько хороших артистов, есть и молодые ребята неплохие, но нет художественного руководителя, нет репертуара! В любом деле нужны специалисты. Например, дали им хорошую световую аппаратуру - но надо же уметь ею управлять! Вообще с ТЮЗом срочно надо что-то делать, пока театр не пропал...

- Что ты можешь сказать о современной сценографии?

- Конечно, многое изменилось, в каждом театре по-разному. Сейчас больше используют свет, новые технологии, новые материалы. Я был художником музыкального театра - и всегда шёл от музыки, от этого зависели и оформление, и костюмы, и цветовая гамма, и пиротехника. Современная техника (особенно проекционная) многое позволяет, но надо уметь её использовать. Как Репин говорил, надо брать нужную краску и класть в нужное место. А краски в театре - это и цвет, и свет, и костюмы, и всё прочее. Без школы не бывает театра. Художник должен и пьесы читать, вообще много читать. Алексей Васильевич Соллогуб, который преподавал у нас черчение и макет, любил говорить: "Не будет толку из человека, который в детстве "Буратино" не читал!" А сейчас очень многие не читали даже "Буратино". Когда любишь свою работу, то каждый макет делаешь как игрушку!

- На кого из мастеров могли бы равняться молодые художники?

- Я считаю, что уровень сценографии в России очень высокий. Наши художники всегда преобладали в театрах - тот же Николай Акимов в питерском Театре комедии, Вирсаладзе и Левенталь в Большом театре, Давид Боровский в Театре на Таганке, Олег Шейнтис в "Ленкоме", наш Володя Боер в театре Романа Виктюка... Из современных добавил бы Сергея Бархина, Сашу Орлова, Эмиля Капелюша - все они очень разные, поэтому трудно сейчас говорить о русской школе сценографии, наши художники работают в контексте мировой культуры.

- Над чем ты сейчас работаешь?

- Пишу портреты, пейзажи, натюрморты. Недавно написал тематическую картину - "Какофония большого города", где поверх современных домов и автомобилей скачут дикие кони... Жаль, конечно, что мой опыт художника-сценографа сегодня остаётся невостребованным. С удовольствием поработал бы на благо родного края!

С художником беседовал Эдуард РУСАКОВ
"Красноярский рабочий", 26 июля 2006 г.