Девочка-радость
11 октября 2003
Речь пойдет о спектакле "Поллианна" по повести американской писательницы Элеоноры Портер, премьерой которого открыл свой юбилейный, сороковой сезон Красноярский театр юного зрителя. Режиссер-постановщик Вячеслав Терещенко, он же автор инсценировки и музыкального оформления. Художник - Виктор Чутков.
Начну с главного. Тюзовцы еще раз продемонстрировали свою лихую способность малыми средствами и на малом пространстве так называемой "альтернативной сцены" создавать настоящее искусство.
Спектакль получился полноценным, ярким по форме, глубоким по содержанию и, что самое важное, очень актуальным. Именно такие, жизнеутверждающие, светлые, радостные спектакли нужны сегодня, и в первую очередь они нужны юным зрителям.
Словно тонкий и нежный лучик солнечного света, прорывается образ девочки Поллианны сквозь тот сумеречный, депрессивный туман, которым окутывают наши души современные театр, кино и особенно телевидение. Сюжет, положенный в основу спектакля, конечно, весьма условен, почти сказочен. Перед нами разыграна своеобразная притча (конечно же, назидательная) о пришествии в грешный мир светлого ангела, исцеляющего смятенные людские сердца. Бедная девочка-сирота Поллианна (в отличном исполнении артистки Надежды Вонсович), потерявшая мать и отца, поселяется в доме своей тетки, мисс Харрингтон (артистка Галина Троегубова), строгой, педантичной, внешне бесчувственной женщины, не знающей, что такое радость, а смысл христианской морали видящей лишь в следовании своему долгу.
Но проходит совсем немного времени - и маленькая Поллианна ухитряется "перевоспитать" и сделать оптимистами и зануду-тетку, и служанку Ненси (артистка Юлия Троегубова), и старого садовника Тома (заслуженный артист России Алексей Ушаков). Ворчливая миссис Сноу, прикованная к креслу неизлечимой болезнью (заслуженная артистка России Галина Елифантьева), после первой же встречи с Поллианной впервые за многие годы начинает улыбаться. Одинокий и молчаливый мизантроп мистер Пендлтон (артист Б. Мкртычьян) с ее помощью тоже пробуждается к жизни. Поллианна не только исцеляет людей от тоски, но еще и устраивает их личное счастье, сводит влюбленных, пристраивает мальчишку-сироту Джимми Бина, устраняет давние недоразумения и конфликты.
И все это она делает легко, весело, как бы играючи. Впрочем, почему - "как бы"? Поллианна и впрямь совсем по-детски предлагает окружающим ее взрослым людям "поиграть в радость". Эту игру придумал ее покойный отец, и с тех пор девочка только тем и занимается, что вовлекает в игру всех, кто встречается ей на пути. "Мне кажется, даже солнце играет в мою игру!" - восклицает Поллианна. Эта заразительная игра помогает людям преодолевать горести и невзгоды, она приучает их радоваться всему - солнечному теплу, ласковому человеческому слову, любым житейским мелочам.
А когда Поллианна встречает грустного пастора, то с недетской мудростью напоминает ему о том, что в Писании сказано: "Радуйтесь!" - и святой отец, воодушевленный ею, произносит в церкви лучшую свою проповедь, которая превращается в массовое радостное действо, и все прихожане, как дети, приплясывают и хором поют "аллилуйя"... Не зря ведь в том же Писании сказано: "Будьте как дети". Кстати, эта сцена, на мой взгляд, самая удачная и впечатляющая.
Когда же внезапная беда обрушилась на саму Поллианну (ее парализовало после тяжелой травмы позвоночника), то весь город выразил бурную готовность протянуть ей руку помощи. И добро, подаренное ею другим людям, вернулось к ней и спасло ее, поставило на ноги. Мысль простая, нехитрая, может быть, даже наивная. Но добрые сказки просто обязаны хорошо кончаться. А от унылой назидательности (легкий флер которой, к сожалению, ощутим, особенно в третьем действии) спектакль спасает опять же образ Поллианны - непосредственной, простодушной, солнечной девочки, неустанно излучающей радость и умеющей радоваться чужому счастью.
...Вот и вы, дорогой читатель, попробуйте-ка сыграть в эту замечательную игру. Например, вслед за Чеховым попытайтесь себя утешить: "Если вам изменила жена, радуйтесь, что она изменила вам, а не отечеству". Глядишь, и полегчает.
Эдуард РУСАКОВ
"Красноярский рабочий", 11 октября 2003 г.