Что будет видно?

26 января 2012

42_1545828456.jpg472Международный эколого-этнический фестиваль театров кукол «Чир-Чайаан» в этом году меняет подход к формированию афиши: по мнению председателя экспертного совета фестиваля, театрального критика Олега Лоевского, «Чир-Чайаан» вырос и воспитал свою публику для «серьезных имен» и самых интересных явлений современного искусства. «Фестиваль прошел путь, когда важно было, чтобы было много спектаклей, много гостей – числом поболе, ценой подешевле. Это время закончилось», – говорит Лоевский. Кое-какие секреты фестивальной афиши Олег Лоевский – российский театральный критик, председатель экспертного совета VII международного фестиваля «Чир-Чайаан», член экспертного совета национальной премии «Золотая маска» – раскрыл журналистам 24 января.

Удивительные болгары

Спектакль болгарского театра «KREDO», который зрители фестиваля смогут увидеть в этом году, критик Олег Лоевский смотрел семь раз и говорит, что с удовольствием пойдет и восьмой.

– Это удивительный театр из двух человек, у них есть только два спектакля: «Шинель» Гоголя – этому спектаклю 20 лет и 20 лет он является шедевром и идет по всему миру с большим успехом, и новый спектакль «Папа всегда прав» по сказке Андерсена, который фестиваль привезет в этом году, – рассказывает Лоевский.

Спектакль «Папа всегда прав» сделан по заказу датского правительства к юбилею Андерсена, артисты играют его на разных языках мира, на фестивале в Хакасии будут играть на русском.

Недешево, но зрелищно

Привозит фестиваль и один из самых известных европейских уличных театров – украинский театр «ДахаБраха». Этот театр, по словам Лоевского, делает умопомрачительные проекты, и на «Чир-Чайаан» он приедет с Шекспировским «Ричардом III», который будет сыгран на улице.

- Недешевое это удовольствие, надо сказать, но зато и настоящее зрелище. Такого еще Абакан и его гости не видели, – заверяет критик.
 
Сказка для клабберов

Американский проект «Страна и город» Лоевский сквозь улыбку называет «странной командой» и поясняет: два американца, бывшие студенты российской театральной академии, играют на русском языке сказку, которую, не отрываясь, смотрят посетители московского ночного клуба.

Их энергия и заразительность пробивают даже ту аудиторию, которая пришла выпить и закусить. Мне кажется, они украсят нашу программу.
 
Обнаженная физическая радость
 
Приедет на фестиваль, по выражению Лоевского, еще один проект гибридного соединения – хип-хоп спектакль «Одиссея», поставленный французскими балетмейстерами в исполнении мурманских стритденсеров группы «Гаст Лайф». История этого теперь уже популярного проекта началась в Мурманске: как рассказал Олег Лоевский, один француз впечатлился уличным выступлением танцоров, нанял известного французского балетмейстера, и теперь проект с успехом гастролирует по Европе.

Хореографы создали для семи танцовщиков из мурманской хип-хоп команды сагу о северном племени, скитающемся в поисках света и смысла.

- Это замечательный спектакль: молодые красивые парни, абсолютная физическая радость. Я видел этот спектакль, когда он игрался на одном международном фестивале для театральной публики. И надо было видеть актрис всех национальностей, когда в финале ребята снимали майки и начинали прыгать и кувыркаться. Это как на хоккее мужчины, так на этом спектакле женщины кричали и в воздух чепчики бросали, – делился впечатлениями театральный критик.

Мобильные зрители

Спектакль Красноярского ТЮЗа «Собаки-якудза», по словам Лоевского, получил немыслимое количество призов. Но самым важным показателем популярности и особенности этого спектакля для критика стал один случай, который можно представить только относительно большого и самого популярного вида спорта. Лоевский рассказал, что после гастролей в Рязани «Собака-якудза» поехала на фестиваль в Москву, а за ним на арендованном автобусе отправились рязанские зрители.

- Такое до сих пор было только на футболе, в театре такого не было. Этот спектакль надо обязательно посмотреть, – посоветовал журналистам Лоевский.

Женя и Чулпан

На пресс-конференции Олег Лоевский отметил, что в основе отобранных для афиши «Чир-Чайана» спектаклей лежит движение, пластика тела. Критик считает, что это в каком-то смысле требование времени и ответ действительности.

– Сегодня слово утрачивает свое значение, девальвируется – люди много говорят, а значит, много врут. Поэтому больше доверия возникает к телу, к пластике, – уверен Лоевский.

Программа VII фестиваля «Чир-Чайаан» еще в работе, кроме перечисленных коллективов зрителей ждет немало открытий. Организаторы продолжают поиск необычных этнических коллективов и хотят, чтобы география их была как можно шире.

Предполагается, что на фестивале этого года будет кинопрограмма и программа анимационных фильмов. А особенным гостем должен стать спектакль латышского режиссера Алвиса Херманиса «Рассказы Шукшина» с Евгением Мироновым и Чулпан Хаматовой в главных ролях.

Так что будем посмотреть.

Яна МЕТЕЛЬСКАЯ
"Шанс", 26 января 2012 г.