Букет из одуванчиков

04 июня 2004

elifanteva_1.jpg552Когда Галя Елифантьева была еще совсем маленькой девочкой с распахнутыми глазами и доверчивой улыбкой, она любила собирать букеты из одуванчиков и ставить их в старинную бабушкину вазу. От малейшего дуновения ветерка одуванчики облетали, и Галя плакала. Уже тогда она поняла: все, что красиво, - недолговечно. И позднее, мечтая о профессии актрисы, она долго не могла поверить в себя и все боялась, что эти ее мечты так же нереальны и эфемерны, как пушистые одуванчики...

Но судьбе было угодно, чтобы детские мечты сбылись - и родившаяся в Ярославле простая девчонка, окончившая среднюю школу в Петрозаводске, не получившая никакого специального образования, стала большой актрисой, заслуженной артисткой России, гордостью и украшением Красноярского театра юного зрителя.

День ее юбилея, 30 мая, совпал с днем закрытия театрального сезона, когда на альтернативной сцене ТЮЗа был сыгран спектакль "Этот сумасшедший дом", в котором одну из ведущих ролей исполнила Галина Елифантьева. В качестве подарка друзья-актеры подготовили для нее веселый "капустник".

А незадолго до этого мы встретились с Галиной Вениаминовной, и я попросил ее рассказать о том, как складывалась судьба актрисы.

НАЧАЛО

- После окончания школы я работала шлифовальщицей на мебельной фабрике в Петрозаводске, - вспоминает Галина Елифантьева, - и тогда же в течение двух лет играла в народном театре. Помню, в "Океане" Штейна играла роль Анечки, а в "Вассе Железновой" Горького - очень интересную роль Натальи. Когда в 1966 году в Петрозаводск на гастроли приехал Красноярский ТЮЗ, я буквально "заболела" этим театром! Мне у них все нравилось, мне казалось, что они говорят на "моем" языке! И тогда я сама обратилась к режиссеру Штокбанту с просьбой, чтобы он меня посмотрел. Он согласился, мы показали ему центральную сцену из "Вассы", после чего Штокбант молча встал, взял меня за руку и повел к директору ТЮЗа: "Эту девочку надо оформить". И я тут же отдала им свои документы, а через две недели поехала в Красноярск.

ТЮЗ НА ЗАРЕ

- Приехала я в октябре 1966 года, как раз к сбору труппы, к началу третьего сезона, - продолжает она свой рассказ. - Первые полтора месяца жила в ожидании, ходила каждый день в театр, смотрела все репетиции... томилась ужасно! А когда все пошли получать зарплату, я не пошла - я же не работала... Штокбант на меня наорал: "Что за детские штучки?!" Но уже на другой день на доске объявлений вижу - я включена в несколько эпизодических ролей. Первые такие роли были в "Ревизоре", в спектакле "Вор в раю" (там я играла торговку яйцами), в "Патетической сонате". Мне безумно нравилось играть даже в массовках! А первую вводную роль я сыграла в лирической комедии "Трень-брень", я там играла бабку Клашу. Помню, плакала - боялась, что не справлюсь с возрастной ролью. Но режиссер Геннадий Опорков мне очень помог - и я поверила в свои силы.

ТЕАТР-ЛЕГЕНДА

- Когда я пришла в ТЮЗ, там были очень яркие режиссеры и очень талантливые актеры, - с ностальгической грустью вспоминает актриса. - Актерский состав у нас был даже не "тюзовский" (травести и прочее), а как в серьезном, "взрослом" театре. Почему мы тогда и боролись за звание "молодежного театра"... У нас были серьезные, мощные актеры, которые могли завоевывать любую взрослую аудиторию. В тогдашних спектаклях решались "взрослые" проблемы, и даже в детских спектаклях мы стремились разговаривать с детьми по-взрослому. Ведь дети все переживают всерьез, у них все нередко на грани жизни и смерти!

А еще чем мне дорог ТЮЗ - в нем всегда была замечательная атмосфера. Принято считать, что в театре непременно царят интриги, склоки... У нас же ничего этого не было и нет.

АКТЕРСКОЕ БРАТСТВО

- Мне посчастливилось - в ТЮЗе я прошла настоящую актерскую школу. Особенно многому научилась у Ларисы Малеванной - я ходила на все ее спектакли, смотрела, как она работает очень подробно по внутренней жизни персонажа. Она не пользовалась внешней аффектацией, у нее форма всегда рождалась из внутреннего проживания. И вообще ленинградская школа мне больше нравилась, чем московская. Москвичи больше шли от формы, а питерцы, ученики Товстоногова, - от содержания к форме.

Очень интересный актер был Николай Олялин, который много снимался в кино. Он был неподражаем в эпизодах, например, в "Жаворонке" Ануя. У него был сильный бархатистый голос, даже его шепот был слышен на галерке. Очень благодарна я Валентину Головко - мы с ним были партнерами в спектакле "Сильнее любви" по повести Лавренева "Сорок первый", он играл Говоруху-Отрока, а я Марютку. Это была одна из первых моих серьезных ролей, она досталась мне от Ларисы Малеванной, которая сама меня "ввела" в эту роль как режиссер, перед своим отъездом из Красноярска. Для меня этот спектакль остался в памяти как лучший спектакль того времени. И публика тогда меня хорошо приняла, и сама я впервые в себя поверила.

РЕЖИССЕРЫ-НАСТАВНИКИ

- Каких только режиссеров в ТЮЗе не было! Никогда не забуду Генриетту Яновскую с ее "Сотворившей чудо", или Стукалова, с которым мы делали "Кражу" по Астафьеву (там я играла тетку Улю), или Бориса Цейтлина, у которого я в "Женитьбе" играла Агафью Тихоновну. Очень талантливый режиссер был Юрий Мочалов, с ним у нас отношения складывались непросто - он был очень ранимый, болезненно чувствительный. Мне безумно нравились спектакли Камы Гинкаса - "451 градус по Фаренгейту", "Гамлет" (там была замечательная сценография Эдуарда Кочергина). Очень интересный, хотя и жесткий, был режиссер Юрий Копылов, я играла у него в "Нежданных гостях". А у Юрия Шилова я играла волчицу Акбару в "Плахе" по Чингизу Айтматову.

А как не упомянуть Владимира Берзина, у которого я играла в "Свахе", любимом моем спектакле, или Владимира Ветрогонова, с которым я очень много работала. Жесткий, лаконичный стиль Ветрогонова мне был очень близок. Я сыграла в его спектаклях "Мой дорогой Журден" (госпожу Журден), "Праздничный сон до обеда" по "Женитьбе Бальзаминова" (в роли Белотеловой). И каждый из этих режиссеров многому меня научил, и каждому я благодарна.

КАК СТАТЬ СЧАСТЛИВОЙ?

elifanteva.jpg451- Верно говорят в народе: "Был бы милый рядом, а больше ничего не надо", - и Галина Вениаминовна грустно улыбается. - Сейчас я живу одна, мой любимый сын - в Москве, там же два моих внука - Мишка и Вовка... Муж мой, Володя Брытков, уже несколько лет как ушел из жизни. Мне с мужем очень повезло - он меня избавил от многих комплексов (я ведь в молодости была жутко закомплексованная!), очень многому меня научил, через него я полюбила Красноярск, Столбы, вообще этот край. С Володей было и очень трудно, но и очень интересно жить. Он приучил меня к серьезной, глубокой литературе, познакомил с массой интересных людей, таких, например, как Андрей Поздеев. Володя был человек неординарный, и благодаря ему я стала совершенно по-другому относиться к жизни. Сейчас мне жить легче, потому что я многое принимаю, стараюсь понять других, перестала с ходу отвергать и судить людей, мои рамки расширились, и от этого больше любви и ощущения гармонии.

Ну а если говорить о театре, то там для актера главное - быть востребованным. И счастливым себя чувствуешь, когда преодолеешь то, что трудно дается. Хотя сейчас я в своей профессии понимаю больше, но в творческом плане раньше было интереснее.

ТЮЗ СЕГОДНЯ

- Сейчас мы работаем только на малой площадке. На малой сцене хорошо ставить камерные, экспериментальные спектакли. А мы вынуждены ее использовать как единственную, потому что не можем дождаться окончания ремонта здания театра. Ремонт идет, но я очень сомневаюсь, что театр откроется к началу сезона... Хотя бы уж открылся к декабрю - к 40-летнему юбилею ТЮЗа...

И приглашать сегодня хороших режиссеров - трудно, так как у театра нет постановочных средств. Тем не менее мы играем, ставим новые спектакли. За последнее время я сыграла роль миссис Сноу в "Поллианне", Дотти в "Этом сумасшедшем доме", Дарью Семеновну в водевиле "Беда от нежного сердца". Года два назад довелось сняться в телефильме "На улице Марата" (из сериала "Улицы разбитых фонарей"). Мне там досталась роль сестры сыскаря по прозвищу Мухомор, его играл прекрасный актер Юрий Кузнецов. Помню, во время съемок он относился ко мне тепло, "по-братски"...

Хожу я и в другие театры. Вот недавно посмотрела в пушкинском театре драмы "Веселого солдата" по произведениям Астафьева. Многие критикуют, а мне - очень понравилось! Даже прослезилась два раза, а во втором действии - аж мурашки по коже. Много очень удачных режиссерских решений, формально условных, но очень сильно эмоционально воздействующих.

ЖИЗНЬ БЕЗ ПЛАНА

- Сейчас режиссер Олег Пронин ставит "Очень простую историю", где я буду играть... лошадь!.. - И актриса смеется. - Но я не "старая кляча"! Моя лошадь - героиня положительная. И эта пьеса - такая современная притча, суть которой примерно в том, что мир животных намного чище и гармоничнее, чем мир людей.

Ну а планы... Трудно о них говорить, ведь планы зависят от ситуации с ремонтом, а не от нас.

БЛИЦ

- Ваш любимый поэт?

- Ахматова.

- А любимая роль?

- Я ее еще не сыграла.

- Какой спектакль вы хотели бы выбрать для своего бенефиса на главной сцене театра?

- "Сваху" Торнтона Уайлдера в постановке режиссера Владимира Берзина, где я играла Долли. Если, конечно, ее удастся восстановить.

- Ваш любимый цветок?

- Одуванчик!

МНЕНИЕ ПОДРУГИ

(актриса ТЮЗа Валентина Чурина):

- Мы познакомились в шестьдесят шестом году, это была дружба с первого взгляда. Галя притягивает как магнит своей добротой и искренностью. Я счастлива, что жизнь подарила мне встречу с таким человеком.

УСТАМИ "МЛАДЕНЦА"

(актриса ТЮЗа Юлия Троегубова):

- Я с пеленок знаю тетю Галю, она лучшая подруга моих родителей. С самого моего детства мы были партнерами по сцене. В спектакле "Плаха" она играла волчицу Акбару, а я - ее маленького волчонка. Когда я собралась поступать на театральный факультет, Галина Вениаминовна сначала меня отговаривала, потому что не понаслышке знает обо всех трудностях актерской профессии. Но когда увидела, что я тверда в своем решении, то мудрыми советами очень много мне помогла в постижении мастерства.

С актрисой беседовал Эдуард РУСАКОВ
Фото Александра КУЗНЕЦОВА
"Красноярский рабочий", 4 июня 2004 г.