«Алиsа» из Сибирской Страны чудес
22 августа 2024
Писать о том, что нравится, легко и приятно. Но как сделать это так, чтобы твои впечатления о спектакле захватили читателя и заставили бежать за билетами? Вот задача высшего порядка. Постараюсь приступить к ее решению, уж очень мне хочется, чтобы спектакль «Алиsа» увидели.
Красноярский театр юного зрителя открывает целую серию гастрольных проектов на сцене Театра имени Евгения Вахтангова. Пока труппа вахтанговцев будет покорять зрителей Поднебесной, его гостеприимная сцена примет спектакли лучших региональных коллективов. Красноярский ТЮЗ в конце августа уступит место Архангельскому театру имени М.В. Ломоносова, а дальше московские зрители виртуально переместятся в Ростов-на-Дону, Пермь и Владикавказ. До 11 сентября, когда Вахтанговский театр откроет новый театральный сезон, зрителям заскучать точно не дадут. Москвичей и гостей столицы ждут спектакли, завоевавшие в своих городах, да и во всей стране, признание зрителей, ставшие обладателями театральных премий и наград. Неслучайно первым спектаклем гастрольного сезона стал именно спектакль «Алиsа», который по праву является визитной карточкой Красноярского ТЮЗа. В 2016 году спектакль и его режиссер получили Национальную премию «Золотая Маска». Спектаклю в этом году уже 10 лет, все эти годы он идет с неизменными аншлагами и, выходя после него из театра на шумный и веселый Старый Арбат, я точно знала почему.
Но перед тем, как я буду тут рассыпаться в похвалах спектаклю, несколько слов о людях, все организовавших и поддержавших. На небольшой пресс-конференции, открывающей гастроли Красноярского ТЮЗа, перед прессой предстали директор Театра имени Евгения Вахтангова Кирилл Крок, директор Красноярского ТЮЗа Наталья Кочорашвили и министр культуры Красноярского края Аркадий Зинов (как оказалось, в прошлом артист балета), который сразу сказал, что немного завидует тем, кто увидит «Алиsу» впервые. Надо же, министр мне завидует. Уже стоило прийти! Шутки шутками, а между тем, это уже 424 показ легендарного спектакля. До юбилея совсем недалеко.
Наталья Кочорашвили говорила о спектакле, как о любимом ребенке. И прежде всего о той сложнейшей задаче, которую спектаклю с блеском удалось решить. Он одинаково интересен как детям, так и взрослым. Насчет последнего проверено на себе, а бурную реакцию одного театрала лет шести мне посчастливилось наблюдать в течение всего спектакля. Когда ему поставили на вид, что он слишком громко кричит и смеется, он резонно заметил: «Смеяться можно, это же комедия». За то, что и этому мальчишке, и всему зрительному залу было весело, и за то, что два с лишним часа пролетели как одно мгновение, надо благодарить чудесную команду, спектакль создававшую. Прежде всего молодого и креативного режиссера и художника-постановщика Даниила Ахмедова, талантливого художника по свету Тараса Михалевского, композитора Евгению Терёхину, написавшую завораживающую музыку к спектаклю, всю команду, работавшую над спектаклем и, конечно же, актеров.
Алис в спектакле целых две (Елена Кайзер, Ксения Бабкина). А что, никто ведь не запрещал персонажам Льюиса Кэрролла раздваиваться, или даже множиться, как Белый кролик (Вячеслав Ферапонтов, Александр Дьяконов), появляясь одновременно в самых противоположных частях сцены и зрительного зала. Маленькая Алиса ведет за собой повзрослевшую Алису в Страну чудес, а та, постепенно вспоминая свои детские приключения, заново переживает чувство полета в кроличью нору, уменьшения и увеличения и встречи с массой забавных и необычных жителей этой страны. Возвращаться после такого в реальную жизнь ох, как трудно. Но есть книга и, перевернув страницу, можно всегда отправиться в Страну чудес снова.
Спектакль просто обезоруживающе красив и наполнен блестящими сценографическими находками. Использование видеоарта и работа со светом в нем находится на какой-то запредельной высоте. Даже охватывает чувство гордости за наших, когда видишь, с какой фантазией и мастерством это сделано. Это действительно Страна чудес, но чудеса эти созданы руками и фантазией художников и каждое мгновение на сцене приносит новые непередаваемые ощущения. А когда возникает перерыв в визуальных эффектах, на сцене появляется забавный дуэт Труляля (Ренат Бояршинов) и Траляля (Александр Князь), который вовлекают маленьких зрителей в свою игру. Труляля и Траляля, по большому счету, исполняют роли «коверных» в этом грандиозном представлении. И это неправда, что в спектакле нет ни единого слова, в нем есть целый придуманный язык Труляля-Траляля, который дети прекрасно понимают (сужу опять же по своему шестилетнему соседу).
Причудливый мир Кэрролла в соединении с фантазией создателей спектакля рождает неподражаемое сочетание детской игры и суперсовременного зрелища. Удивительно, неужели десять лет назад видеоарт уже был на таком высоком уровне, или мы чего-то про Красноярск не знаем? Каждый персонаж известной сказки получает в спектакле красивую сольную партию, каждый шаг Алисы по просторам Страны чудес становится очередным всплеском фантазии авторов.
Вот она не может найти нужную дверь, пытаясь поймать вечно спешащего Белого кролика, и возможно у меня одной возникает странная ассоциация с номером на песню «Позвони мне, позвони» из фильма «Карнавал», где Ирина Муравьева все время натыкается на двери. Или еще у кого-то? Ну, что уж поделать, издержки любви к хорошему отечественному кино. Или, допустим, игра Алисы в баскетбол с размножившимися Белыми кроликами, а в музыкальные пассажи при этом совершенно неожиданно врывается рок, кажется вот-вот, и Алиса с кроликами запоют: «We will, we will rock you». А как потрясающе исполнено превращение Гусеницы (Елена Половинкина) в бабочку в стиле обволакивающего восточного танца, как хорош сборно-разборный Чеширский кот, как стильно выглядит чаепитие Безумного Шляпника (Виктор Буянов), как эффектен выход Червонной Королевы (Анжелика Золотарёва) под бой барабанов и т.д. и т.п…
Ну и любимый момент спектакля – гигантские мячи, летающие над зрительным залом. Ловишь внутри себя ощущение детского восторга и уже даже не пытаешься что-то анализировать. Тебе только надо непременно коснуться мяча рукой и отправить дальше. Если это случилось, то все сложится удачно.
А с гастролями Красноярского ТЮЗа все точно сложится удачно, вне всяких сомнений. Зрителей немного повзрослей ждут Толстой и Пушкин, а точнее «Анна Каренина» и «Евгений Онегин». Вот на нем и встретимся. А я буду теперь тоже завидовать тем, кто посмотрит «Алиsу» впервые. Уже в 425-й раз.
Автор Наталья Романова, фотографии Нины Железновой можно посмотреть здесь, фотографии Юлии Воропаевой можно увидеть здесь, а фотографии Галины Глухоманюк можно посмотреть здесь