Алексей Алексеев: «Я не Брэд Питт»

23 февраля 2012

Как потенциальный железнодорожник стал артистом

alexey-alekseyev-10.jpg454Его величество Случай многое значит в жизни. Особенно в судьбе актёра. В этом Алексей Алексеев не просто уверен, он это испытал на себе. Ведь до того, как поступил в театральный, он не только не мечтал об актёрской профессии, но ни разу не был в театре.

Сегодня Алексей играет ведущие роли в Красноярском ТЮЗе. В послужном списке у 25-летнего актёра есть роли, о которых некоторые мечтают всю жизнь: Ромео, Д'Артаньян, Принц в спектакле «Принц и нищий»… Сейчас он репетирует главную роль в новой постановке по легендарной книге «Заводной апельсин».

Несмотря на молодость, Алексей добился не только профессионального признания, но и общественного. Если в 2010 году на фестивале «Театральная весна» он получил «хрустальную маску» как лучший исполнитель главной мужской роли за роль Свена в спектакле «Собаки-якудза», то на прошлой неделе ему вручили премию администрации Кировского района «Одарённость» в номинации «За высокие достижения в области культуры и искусства». «От того, чем и как живёт наша молодёжь, зависит будущее нашего города и страны в целом, - отметил руководитель администрации района Виктор Лабунец. - Если молодые люди не хотят работать, ничем не интересуются, то перспективы общества плачевны. К счастью, у нас в Кировском районе ситуация противоположная: студенты, школьники и молодые специалисты проявляют себя как талантливые и инициативные граждане. С такими умными и творческими ребятами наш город, несомненно, ждёт только рост: экономический, научный, культурный, социальный».

Премию «Одарённость» провели в районе уже в восьмой раз. За годы её существования были отмечены более ста молодых людей. В этом году Алексей Алексеев стал одним из двенадцати счастливчиков, получивших награду.

- Родом я с Дальнего Востока, жил в маленьком посёлке Липовцы в двадцати семи километрах от китайской границы, - рассказывает лауреат премии «Одарённость» Алексей Алексеев. - Мои родители хотели, чтобы я пошёл учиться в институт железнодорожного транспорта: у них уже была договоренность с нужными людьми. Я был по большому счёту не против. И если бы всё складывалось, как планировалось, наверняка бы уже был начальником какой-нибудь небольшой железнодорожной станции… Но не тут-то было. Моя одноклассница, узнав про мою будущую перспективу, посчитала, что железнодорожником быть совсем неинтересно, и сказала: «Пойдём лучше в артисты, заодно и высшее образование получим». А я на тот момент даже не знал, что на артистов учат. Интернета у меня не было, по телевизору шли всего четыре канала: два российских и два китайских. В своей деревне я артистов ни разу живьём не видел. Только когда поступил в Дальневосточную академию, специально пошёл в театр во Владивостоке, чтобы понять наконец, что же это такое - театр.

До сих пор, признаётся, не знает, как поступил. Ведь к испытаниям совсем не готовился, даже не подозревал, что люди месяцами учат стихи и отрывки из прозы, долго репетируют перед тем, как предстать перед экзаменационной комиссией. Читал то, что помнил из школьной программы: Есенина «Письмо к женщине», басню «Ворона и лисица»… В следующих турах люди из комиссии просили его станцевать и сыграть какие-то сценки со странным названием «этюды». Но несмотря на простодушие, а может быть, и благодаря ему Алексей поступил на театральный факультет. О своём выборе артист ни разу не пожалел.

Непрост был путь Алексея в Красноярский ТЮЗ. Первоначально он приехал в городе на Енисее в качестве… танцора. Вместе с двумя однокурсницами принимал участие в Международном конкурсе танца «Айседора». Город им очень понравился.

alexey-alekseyev-15.jpg587- Здесь я понял, что такое широкая сибирская душа, - поясняет Алексей. - Вроде бы в одной стране живём, а люди здесь более открытые, радушные, доброжелательные. Понимаете, Дальний Восток отличается поясным временем, туда всё приходит позже. Если сейчас в Москве 21-й век, то во Владивостоке период девяностых годов - в большинстве все думают, как выжить, побольше заработать, поэтому культура и искусство стоят на десятом месте. А Красноярск меня поразил в хорошем смысле этого слова. Этот город очень творческий, театральный.

Так как ребята учились уже на четвёртом курсе, то решили показаться в красноярские театры. В театре Пушкина им отказали. Они отправились в ТЮЗ, где показались тогдашнему главному режиссёру Андрею Няньчуку, и тот взял Алексея в театр после окончания вуза.

- Я - не двухметровый блондин с внешностью героя, как Брэд Питт, например, - говорит актёр. - Понимаю, что у меня тюзовский типаж, что по внешнему виду я - как маленький мальчик, но внутри я другой, более серьёзный и глубокий, что ли. И это несоответствие внешнего и внутреннего не раз подводило меня при поступлении в театр. Я пробовался не только в красноярские труппы. В театрах говорили, что мы, конечно, взять вас можем, но ролей для вас у нас нет. Только Андрей Няньчук разглядел меня.

Хотя Алексей верит в случай, но в своей профессии главным всё же считает труд. Конечно, природное дарование, талант имеет значение, но это всего лишь один процент из того, что помогает состояться актёру. Для того, чтобы достичь высот, нужно очень много работать. Иначе ничего не получится.

- Трудно объяснить людям со стороны, в чём заключается профессия актёра, - рассказывает Алексей. - Конечно, важно, чему нас учат в институтах, но это не главное. Потому что можно выпуститься хоть с самым красным дипломом на свете, но это не поможет тебя состояться на сцене. Мне кажется, что актёр работает в первую очередь душой. Некоторые учёные утверждают, что душа не просто нечто инфернальное, а весьма реальная материя, находится у человека в области груди и весит, кажется, семь граммов. Так вот, всякий раз, выходя на сцену, актёр транслирует всем зрителям то, что творится в этот момент с душой его героя. Это очень сложно. Меня часто спрашивают знакомые ребята: «Какая болезнь самая актёрская? Наверное, болезни кожи, ведь грим каждый день и прочее?» На что я отвечаю: нет, чаще всего актёры страдают шизофренией. Ведь любая роль - это не просто маска, каждый раз чужая судьба становится как бы твоей, и твой персонаж проникает в тебя, забирает частичку твоего сердца и души. Лично я не умею, закрыв за собой дверь театра, сразу отключиться и забыть о том, что было на сцене. Так или иначе мои герои остаются жить во мне.

Алексей утверждает, что все его персонажи в той или иной степени близки ему, и классические, и современные. По крайне мере, он пытается понять их. Он любит за смелость и честность своего Д`Артаньяна, всякий раз проживает пять дней из жизни самого знаменитого влюбленного Ромео и умирает вместе с ним.

На вопрос, а вдруг заметят и позовут в Москву, например, сниматься в сериалах, он на минуту задумывается и начинает размышлять вслух:

- Я вообще не привык загадывать. Ведь человек не знает, что с ним будет через пятнадцать минут. Я не питаю иллюзий по поводу столицы. Да, там много театров, но ещё больше актёров, большинство из которых сидят без работы или занимаются какой-то ерундой. Для того, чтобы завоевывать Москву, нужно много чего добиться в профессии. Для меня намного важнее играть большие роли, быть востребованным в Красноярске, чем развлекать людей на корпоративах или быть клоуном на детских утренниках в Москве. Тем более те роли, в которые я сегодня выхожу на сцену, некоторые артисты ждут всю жизнь и не всегда получают. Сегодня, я например, репетирую главную роль в «Заводном апельсине». Я очень хотел сыграть в этом спектакле не только потому, что роман Берджесса - знаковая вещь в литературе XX века, но и потому что очень хотел поработать с Алексеем Крикливым, так как, на мой взгляд, он входит в десятку лучших театральных режиссёров России. И вот моя мечта сбывается.

Марина ЯБЛОНСКАЯ
«Городские новости», 23.02.2012