Александр Каневский: "Красноярский ТЮЗ основали сумасшедшие"
15 марта 2008
Режиссёр тюзовской премьеры "Севильский цирюльник" Александр Каневский возвратился в наш город спустя 22 года.
По окончании режиссёрского факультета ГИТИСа (курс Юрия Завадского) он по распределению приехал на должность главного режиссёра в Красноярский ТЮЗ имени Ленинского комсомола, где создал свои самые заметные спектакли "Сирано де Бержерак" (премия Министерства культуры СССР; лучшая постановка по итогам всесоюзного фестиваля ТЮЗов 1981 года), "Не грусти, Шишок!", "Горе от ума", "Великий маленький король". Мюзикл "Тимур против Квакина", поставленный в 1980 году А. Поповым, был признан лучшим спектаклем для подростков на Всесоюзном фестивале в Москве, посвящённом 110-й годовщине со дня рождения В. И. Ленина.
- Каким вы увидели Красноярский ТЮЗ спустя двадцать с лишним лет?
- Театр в замечательном техническом состоянии. Мои воспоминания связаны с клубом "Химмаша". Здесь была одна репетиционная комната на втором этаже, в которую я сегодня зашёл и никак не мог понять, как в такой тесноте можно было поставить такое количество многофигурных спектаклей. Сильное впечатление от того, что театр приведён в порядок, отвечает всем техническим и культурным нормам. Хотя всё это в искусстве, как думаешь сейчас, не самое важное. У нас была некая установка на борьбу. Сегодня другое время.
- Почему был выбран "Севильский цирюльник", который менее известен, нежели "Женитьба Фигаро"?
- Этот спектакль я рассматриваю в контексте двух историй, что даёт возможность пофантазировать. В "Севильском цирюльнике" встретились молодые люди, у которых ещё всё впереди, никто никого ещё не предал, не продал, и есть надежда, что жизнь состоится. Это история о том, как один человек пытается остановить приближающуюся старость, другие пытаются эти стремления преодолеть, третьи борются за свободу. Пройдёт лет десять, и в "Женитьбе Фигаро" друзья начнут предавать друг друга, бывшая влюблённая женщина начнёт заигрывать с юным пажом. Мне кажется, Бомарше написал достаточно мощную историю. А то, что "Севильского цирюльника" сегодня знать не знают, - точно. Не случайно мы обозначили в афишах жанр: "Не опера". Конечно, Россини написал замечательную оперу, но изначально это было произведение Бомарше.
- Не задумывались, начиная работу над "Севильским цирюльником", что потребуется продолжение и должна появиться дилогия?
- Мне нравится эта идея. Но это зависит не только от меня, но и от ряда обстоятельств.
- Что вы можете сказать об артистах Красноярского ТЮЗа?
- Труппа симпатичная, развивающаяся. Очень хорошая атмосфера в коллективе. Прежний ТЮЗ - отдельная песня: его основали сумасшедшие, в нём работали сумасшедшие, и дай Бог этому сумасшествию развиваться. Нынешний худрук ТЮЗа Андрей Няньчук из рода людей, которые это сумасшествие застали.
- Ностальгии по тем временам не испытываете?
- Я не просто человек из того времени, я так живу и продолжаю жить, и дело вовсе не в ностальгии, хотя понимаю - страна другая, люди другие, однако основополагающие вещи не меняются.
Сергей ПАВЛЕНКО
Фото Дианы ПЕРШАКОВОЙ
"Красноярский рабочий", 15 марта 2008 г.