А судьи кто: в МГТ открылся Большой Детский фестиваль

03 сентября 2021

Грифоны и фавны, ведьмы и чародеи, красавицы и чудовища, – все это можно было увидеть на открытии IV Международного Большого Детского фестиваля в Московском Губернском театре. Мультижанровый форум-конкурс, объединяющий театр, кино, анимацию, цирк и детско-юношескую литературу, призывает взрослых посмотреть на искусство глазами детей, а детей – научиться принимать взрослые решения. Оценивать современные достижения театра, кино, анимации, цирка и литературы предстоит детско-юношескому жюри.

uchastniki-_page-0001.jpgФото: Герман Жигунов

– Мы стремимся понять, что интересно сегодня детям, – рассказал сетевому изданию «Учительская газета» художественный руководитель МБДФ Сергей Безруков. – Победителя фестиваля выбирают они, и для нас это принципиальный момент. Программа направлена на духовное развитие ребят: кто-то впервые знакомится с музыкальным, пластическим или кукольным театром. Однако то, как разумно дети разбирают режиссуру, сценографию, актерский состав, дорогого стоит, и для меня важно представить на фестивале все виды искусства для детей.

В компетенции жюри сомневаться не приходится: его составили действующие актеры, телеведущие, музыканты, спортсмены, победители школьных олимпиад в возрасте от 6 до 16 лет. Радует и обучающе-воспитательная атмосфера торжества. Ребята пополнят свой интеллектуальный и художественный багаж, научатся мыслить и делать выбор – в течение 2,5 месяцев им предстоит оценить 44 спектакля, 5 фильмов, 3 анимационные программы и 20 книг.

– Сложно поверить в то, что сейчас я – строгий критик и решаю судьбу произведений искусства. Что важнее – ум или красота, форма или смысл спектакля? Одно дополняет другое, но я, прежде всего, оцениваю суть действия. А уже потом – его форму, спецэффекты, актерскую игру, – подчеркнула в беседе с сетевым изданием «Учительская газета» председатель детского жюри Николь Плиева

czirk-_page-0001.jpgФото: Галина Фесенко

Потренироваться юные критики смогли на открытии форума, отсмотрев «Хроники Нарнии» – театральное воплощение первой книги Клайва Льюиса «Племянник чародея». Спектакль Красноярского ТЮЗа в постановке Романа Феодори прошел вне конкурса (в прошлом году его отметил спецпризом оргкомитет фестиваля). Но он предоставил жюри и зрителю изысканную пищу для размышлений, рассказав об иллюзорности мечты.

– Ребенок, поставленный в страшную жизненную ситуацию, убегает в придуманную страну, полную опасности и приключений. Но лишь для того, чтобы вернуться и справиться с трудностями в реальной жизни. Мне интересно постигать, откуда берет начало детская фантазия, в каком направлении она льется и когда перекрывается, – сообщил сетевому изданию «Учительская газета» режиссер.

В «Хрониках» Феодори внутренний смысл действия рождают внешние аксессуары. А в том, что их мало, – несомненный плюс спектакля, не перегруженного деталями антуража. В огненном шаре заключена зыбкая грань между мечтой и действительностью: с его помощью герои путешествуют из Лондона в Нарнию. Контур статуи льва Аслана иллюстрирует амбивалентную природу мудрости. Движущийся пол и задник сцены напоминают о скорописи момента: водная гладь и небесная синева оборачиваются стеной городской многоэтажки (художник Даниил Ахмедов, видеооформление студии Di.Vision).

teatr-_page-0001.jpgФото: Галина Фесенко

На вопрос «так ли хороша иллюзия?» режиссер не отвечает однозначно. Мечта, которую на сцене воплощают грифоны, фавны, нимфы, сатиры, не заставляет Дигори (Михаил Гольцов) забыть о больной матери (Марина Бабошина) и подруге Полли (Екатерина Кузюкова). Но она остается для него необычайно притягательной: вернувшись домой, мальчик глубоко внутри тоскует. Не омрачает сказочный мир даже присутствие Ведьмы. Образ, созданный Вячеславом Ферапонтовым, подтверждает, что в театре даже зло может быть красивым. Нарния же, как справедливо обмолвился Безруков, и есть театр.

Для юных членов жюри спектакль открытия стал своеобразной прелюдией. Вторую часть театральной саги Феодори – «Хроники Нарнии. Конь и его мальчик» – в рамках конкурса покажут в МГТ в выходные. И на нее стоит посмотреть.

Анастасия Попова, «Учительская газета», 2.09.2021 г.