14 спектаклей для детей и подростков на фестивале «Золотая маска»

17 февраля 2020

Двадцать шестая «Золотая маска» наполнена качественным контентом (а хотите, содержанием) для детей и подростков. И не только в программе «Детский weekend». Интересные спектакли для молодых зрителей заметили также кураторы программы «Маска плюс» и, более того, эксперты из двух советов, включив определенные названия в номинации. Дети — такие же разные зрители, как и взрослые, они бывают маленькими консерваторами, а могут увлекаться всем новым в искусстве. Спектакли приближающегося фестиваля учитывают оба подхода к театру.

«Папа встретит меня в LA»
Молодежный театр, Архангельск

Папа, папа, бедный папа
Книга, положенная в основу, называется «На синей комете», написала ее Розмари Уэллс. В кино этот текст стал бы поводом для road-movie, в театре же зрителям предложат лечь на кровать, выпить молока и погрузиться в действие, которое будет происходить со всех сторон, некоторые персонажи буквально обитают не стене. Для режиссера Максима Соколова эта работа еще и признание в своей синефильской любви к фильмам Хичкока: мастер ужасов собственной персоной, хоть и в неожиданном обличии, присутствует на площадке. Несмотря на этот факт и исторический контекст великой депрессии в США, одиннадцатилетний Оскар найдет отца, простите за спойлер.
8 апреля, в 20.00; 9 апреля, в 17.00, 20.00, сцена «Под крышей» Театра имени Моссовета
 
«Евгений Онегин»
Детский музыкальный театр «Зазеркалье», Санкт-Петербург

Нескучная классика
Режопера — такое пренебрежительное слово придумали любители классических образцов жанра, не желающих, чтобы персонажи Чайковского носили современные костюмы и меняли привычные характеры и мотивации поступков. Театр «Зазеркалье» смог примирить обе партии: в классической трактовке знаменитая опера никаким образом не выглядит пыльной и устаревшей. Центр здесь — Татьяна, которая, даже став княгиней Греминой, посещает могилу поэта Ленского, бережно закрытую досками, как принято поступать со скульптурами в парках Петербурга.
8 апреля, в 19.00, «Новая опера»  
 

«Большой секрет для маленькой компании»
Музыкальный театр «Карамболь», Санкт-Петербург

Не секрет о семье
Песни Сергея Никитина на стихи Юнны Мориц стали поводом для спектакля по оригинальной пьесе Анастасии Букреевой с сюжетом о том, как современные дети попадают в детство поколения дедушек. А там можно встретить розовый танк с ромашками, на котором победительно появляется бабушка и неприятели отступают.
2 марта, в 19.00, «Геликон-опера»  
 

«…и звали его Домино»
Театр кукол «Ульгер», Улан-Удэ

Принцип Домино
Домино — это не игра, а имя черно-бурого лиса. Говоря на русском, бурятском, монгольском и английском языках, актеры известного театра кукол «Ульгер» играют историю о животных и людях, инспирированную прозой Сетон-Томпсон. Привычных кукол, похожих на тех самых людей или животных, зрители не увидят, здесь с помощью пластичных актеров на сцене оживают предметы и стихии. Спектакли Яны Туминой для семейной аудитории, в которых глубокий смысл органично облекается в неожиданную театральную форму, пока не так часто можно увидеть в Москве.
8 апреля, в 19.00, Театр на Таганке
 

«Про честное слово»
Театр Karlsson Haus, Санкт-Петербург

Береги честь смолоду
Сережа? Алеша? Как звали того мальчика? Здесь имя неважно. Трех персонажей из произведений Чехова, Погорельского и Пантелеева играет одна кукла. И это один герой — он дает честное слово сначала папе, затем волшебному подземному жителю, потом себе самому. Он живет на Васильевском острове и едва перерос чернильницу на рабочем столе в родительском кабинете. Отношения со временем у него не менее странные, чем с пространством. Месяцы болезни после только им осознанного предательства пролетают быстрее того самого вечера, когда все мальчишки разошлись по домам, позабыв про игру, оставив случайного знакомого в ворохе листвы.
21 марта, в 13.00, 16.00, Малая сцена Театра на Таганке
 

«Мария и я»
ТЮЗ, Хабаровск

Выходи из комнаты и совершай ошибки
Редкий случай, когда в основе спектакля графический роман, в просторечье — комикс. И нечастый, когда в номинации «Эксперимент» на равных с остальными соревнуется спектакль с возрастным маркером 6+. Это иммерсивный спектакль, или, как написали сами создатели, спектакль-контакт. Семья зрителей переходит из комнаты в комнату, где ей надо решить простую жизненную ситуацию, которая в случае девочки с аутизмом уже не кажется такой простой. И этот спектакль предлагает не только гуманистическое подключение к чужой жизни, но и пристальное внимание к своей: выбор футболки и диалог с другими пассажирами в транспорте могут быть испытаниями и в привычной ситуации.
9–11 апреля, в 12.00, 14.00, 18.00, 20.00, «Новое пространство» Театра Наций
 

«Мама, мне оторвало руку»
Красноярский ТЮЗ

Я потеряла свое тело
Подиум, где герои могут продемонстрировать актуальные костюмы кислотных цветов, закрывающие их внутренние комплексы и проблемы — единственная деталь сценографии. «Когда тебе 16, ты живешь ну как бы на грани. Ты как бы постоянно то как Кобейн, то как Северус Снегг. Ну... Легкость такая», — так начинается пьеса Маши Канторович, и отличная актриса Елена Кайзер, произнося этот текст, надевает шапочку с единорогом, чтобы обозначить, что теперь она сыграет роль Маши, которая решится в итоге на поступок, который вынесен в название, но который в итоге никто не заметит. 5 марта, в 20.00, Центр имени Мейерхольда
 
«Wonder Boy»
Молодежный театр Алтая имени В.Золотухина, Барнаул

Без лица со шрамом
Режиссер Максим Соколов в этом году представит на фестивале два своих спектакля по современной литературе для подростков. В русском переводе роман Ракеля Паласио называется «Чудо» и рассказывает о мальчике без лица и его болезненной, но в итоге счастливой социализации. На голове у парня — картонная коробка, но это и есть образ уродства, а не возможность его сокрытия. Все действие происходит на фоне огромного египетского каменного колосса, который утратил лицо в силу вековой истории, но не потерял своего величия.
16 марта, в 19.00, МТЮЗ  
 

«Белоснежка и семь гномов»
Драматический театр, Саров

Семеро одного ждут
Здесь будет все, что зрители хотят от известного сюжета, с небольшими поправками на новую визуальную составляющую. Например, безукоризненный принц на белом, но деревянном коне на колесиках. Режиссер сам признается, что во время постановки увлекался сериалом «Твин Пикс» и вспоминал классику диснеевской мультипликации. Здесь есть ненавязчивые отзвуки его впечатлений и от того, и от другого, что не мешает сказке оставаться сказкой, не перегруженной аллюзиями для взрослых. Для последних в спектакле звучит музыка Ника Кейва.
14 марта, в 18.00, Театр Луны  
 

«Воин»
«Первый театр», Новосибирск

Брат-2
90-е годы все чаще поддаются театральной рефлексии, в том числе и театром, решившимся на серьезный разговор о прошлом с подростком. Для них это прошлое так же далеко, как все события ХХ века. Но тогда была война в Чечне и тогда же была мирная жизнь в мегаполисах и деревнях, и старший брат служил и пропал без вести, а младший скучал по нему и влюбился впервые. Актеры в серых по-домашнему крупно вязанных свитерах позволяют себе отступления от пьесы Маши Огневой, чтобы выйти на авансцену и на фоне красно-белой ленты, предупреждающей об опасности, рассказать о своих детских впечатлениях в том времени. 15 марта, в 15.00, 19.00, сцена на «Соколе» ЦДиР
 
«#Коппелия_бот»
«Провинциальные танцы», Екатеринбург

Привет, Коппелия!
Вот то, что мы давно ждали, — современный танец для детей и не просто, а от хореографа и труппы с мировым именем. Александр Пепеляев с екатеринбургскими «Провинциальными танцами» разглядел в балете «Коппелия» Делиба гофмановский литературный первоисточник и заметил, что тот отлично вписывается в современность: только у него город становится социальной сетью, а уникальная кукла — искусственным интеллектом.
14 марта, в 19.00, Центр имени Мейерхольда  
 

«Муха-Цокотуха»
ТЮЗ, Нягань

О любви и фобиях
У Няганского ТЮЗа в Москве уже есть свои поклонники, дважды он приезжал на фестиваль «Артмиграция — детям» со спектаклями для аудитории 6+ и 12+, теперь пришла очередь познакомиться с театром самым маленьким зрителям. В белоснежном мире на камерной сцене интересно будет следить не только за героями сказки Чуковского, представленными обаятельными куклами. Пара актеров сыграет параллельный сюжет про любовь, которой могут помешать такие банальные вещи, как страх насекомых у молодого человека. Могут, но не помешают.
14 марта, в 13.00, 16.00, 18.00, филиал Театра имени А.С.Пушкина  
 

«Обними меня покрепче»
Театр кукол, Ханты-Мансийск

Почему люди не летают?
Спектакль по книге «Пип» Йоке ван Леувен, в которой бездетная семья усыновляет найденную в лесу девочку, у нее вместо рук — крылья. Спектакль режиссера Елены Евстоповой и художника Ирины Чуриповой красив не нарядными персонажами с широко раскрытыми глазами, а выверенным, скажем так, европейским стилем, когда простые бледные умные лица кукол соседствуют с детскими рисунками, умиляться которым легче, чем потом принять особенность их реальных авторов.
13 марта, в 15.00, 17.00, старая сцена Мастерской П.Фоменко  
 

«По приколу! Кто решает, что смешно?»
Красноярский ТЮЗ

Зрители решают
Второй спектакль Красноярского ТЮЗа на фестивале, что неудивительно, театр сейчас находится в своей лучшей форме. Эксперты «Детского weekend’a» обратили внимание на интерактивный импровизационный формат театра, экспортированный в Сибирь из Германии. Зрители могут прервать и вмешаться в действие, предложить персонажам поступить и сказать иначе, чем те сделали в первом дубле. Урок физкультуры с его телесными комплексами в раздевалке и изначально неравными физическими возможностями учеников всегда становился средой, где вирус буллинга распространяется наиболее быстро и охотно. Конечно, не все подростки — жертвы или садисты, спектакль говорит о том, что позиция наблюдателя в такого рода конфликтах как раз уязвимее.
15 марта, в 14.00, 18.00, культурный центр «ЗИЛ»

Полная программа — на сайте фестиваля.

АФИША.ru, Аексей Гончаренко, 17.02.2020