« — Ты рэпер? — Я дурак»: в Красноярске поставили рэп-спектакль по гоголевским «Мертвым душам»

01 сентября 2025

В Красноярском ТЮЗе прошла премьера рэп-спектакля «Похождения Чичикова, или Мертвые души» по мотивам поэмы Николая Гоголя. NGS24.RU размышляет, удалось ли авторам переложить хрестоматийный текст из школьной программы на язык, понятный школьникам.

01.jpg

Услышав сочетание «дерзкий рэп-спектакль по „Мертвым душам“», какой-нибудь консервативный красноярский зритель, возможно, по-снобски скривится в гримасе. «Рэп по нашей родной великой русской классике? Да Гоголь в исцарапанном гробу перевернется». А, может, и нет — и красноярские зрители уже давно более чем привычны к театральным экспериментам. Тем более, ничего сверхрадикального, что могло бы как-то оскорбить охранителей хрестоматии, в тюзовской постановке нет. Гоголь назвал свой текст поэмой, почему тот не может стать рэп-спектаклем? Какой русский, в конце концов, не любит быстрой читки?

Постановщики «Мертвых душ» Мария и Илья Додылины рассказывали, что театр пригласил их, потому что «нуждался» в спектакле, который будет говорить с молодыми людьми на одном языке. А рэп сейчас — «это музыка номер один среди молодежи», справедливо заметила Мария.

0.jpg

Основной реквизит.Фото: Дмитрий Штифонов / предоставили в Красноярском ТЮЗе

Поправьте, если не так, но, кажется, на сцене ТЮЗа рэп-спектакль идет впервые со времен московской пародийной хип-хоперы «Копы в огне», которую привозили на фестиваль еще в 2013-м. «Мертвыми душами» еще в июне открывали Театральный дворик — новую уличную площадку театра. А в августе спектакль перенесли в репертуар на малую сцену театра. Каюсь, до начала возникали опасения, не окажется ли всё ожившим мемом How do you do fellow kids? со Стивом Бушеми, не будет ли похоже на ту самую пародию Петросяна на рэп. Но, благо, ожидания не оправдались и обходится без «йоу, дискета, сноубординг».

Создателям спектакля Марии и Илье Додылиным сейчас в районе 30, и они кое-что успели сделать для хип-хопа в театре. Рэп-спектакли, по словам Марии, в России мало кто пишет, а они с мужем же «на этом собаку съели». Додылины — актеры и авторы столичного проекта «Рэп-театр», который уже адаптировал в Москве романы Достоевского «Преступление и наказание» и «Идиот» под рэп-мюзиклы (и их даже уже привозили в Красноярск). Фрилансеры Мария и Илья написали в Питере такой же спектакль «Пушка» про Александра Пушкина (потомок африканца, писал стихи, погиб на дуэли — чем не Солнце русского рэпа?).

1.jpgГлавное не вляпаться в ковёр. Фото: Дмитрий Штифонов / предоставили в Красноярском ТЮЗе

Реквизита в «Мертвых душах» по минимуму — в основном пять стульев и массивный ковер по центру сцены. Актеров, соответственно, тоже пять: два парня и три девушки (в другом актерском составе ровно наоборот). Четверо с афрокосичками, в широких пиджаках, кепках и полосатых кедах, Чичиков на их фоне выделяется классической горчичной жилеткой и белой рубашкой.

Актеры расставляют стулья и «едут». Кто-то произносит слово «бричка» и в памяти почти рефлекторно всплывают и сюжет, и цитаты из произведения, которое последний раз открывал, кажется, в школе. Всё по канону: роуд трип Павла Чичикова по городу NN (nn-ворд, получается) продолжается по проложенному Гоголем маршруту — от Манилова через Коробочку, Ноздрёва, Собакевича до Плюшкина.

2.jpgЕдем в город NN. Фото: Дмитрий Штифонов / предоставили в Красноярском ТЮЗе

«Как вам наш губернатор? Как вице-губернатор?» Актеры речитативят четко и бодро — поймали, так сказать, свой флоу. В сценах у помещицы Коробочки молодые актрисы потешно, в духе ШКЯ, изображают бабушек. Авторы «говорят» фамилиями на новый лад («Манилов значит „много любви“»). Басы гремят, но не давят, — как в каком-нибудь «Токийском дрифте».

«Копы в огне», пародируя клише из полицейских фильмов, выглядели по-примитивистки: картонные комиксовые декорации, остроумные практические спецэффекты в духе фильма «Перемотка». «Мертвые души» Додылиных — это практически догвильский, мобильный минимализм, где дома помещиков определяются по расположению стульев, а бал у губернатора начинается со взмаха красных вееров.

3.jpgНа балу у губернатора. Фото: Дмитрий Штифонов / предоставили в Красноярском ТЮЗе

Раза два-три исполнители ломают четвертую стену и вообще ведут себя «мета». Иногда удачно: « — А чего не едем? — В ковер вляпались». Иногда не очень: « — Ты дурак? — Я рэпер». Ироничная интонация меняется на серьезную в лирическом отступлении про тройку. Прямой бит уступает место фолк-сэмплам и напевам, а актеры как бы в руссконародной манере и уже в белых крестьянских рубахах поют «Русь, куда ж ты мчишься?» — и в 2025-м вопрос звучит всё так же актуально, как в 1842-м.

4.jpgРусь, куда ты несешься. Фото: Дмитрий Штифонов / предоставили в Красноярском ТЮЗе

Илья Додылин, отвечая на вопрос из школьных сочинений, что хотел сказать своим произведением, ожидаемо говорит, что рассчитывал вдохновить молодых людей прочитать или перечитать томик Гоголя, что классика — это «не скучно и не нудятина».

— За пылью времени [кажется, что классические] тексты становятся неактуальными — непонятен язык и так далее, — пояснял он. — Если же мы поднимаем [ставим и осовремениваем текст], то понятно, что там всё суперстильно, интересно и очень актуально.

5.jpgДорого скупает мертвые души. Фото: Дмитрий Штифонов / предоставили в Красноярском ТЮЗе

Пожалуй, знать содержание «Мертвых душ» перед походом на рэп-спектакль всё же нужно. Зритель лет 10-12 во всяком случае по окончании говорил отцу, что понял далеко не всё.

— Ну да, это Гоголь, «Мертвые души», — как-то чересчур очевидно сказал сыну мужчина.

— Их-то я и не читал, — одним взглядом ответил мальчик.

— Вот видишь, да? К «Карлику Носу» нужно будет подготовиться.

Александр ИБРАГИМОВ, специальный корреспондент NGS24.ru

29 августа 2025 года