Второй Школьный форум

08 апреля 2025

Уже второй «Школьный форум» подошел к концу. Своими впечатлениями о показе делится выпускник курса «Пишу театр» Дмитрий Злобин:

img_7760.jpg

«Красноярский ТЮЗ продолжает цикл открытых экспериментальных показов с непрофессиональными актерами. 12 марта состоялся показ второго потока проекта “Школьный форум”. В качестве артистов выступили семиклассники и их классная руководительница под руководством сотрудников просветительского отдела ТЮЗа Анны Шалуновой и Ани Мухамедзяновой. В этот раз гостей познакомили с форум-театром, где проблемные ситуации разбираются прямо на сцене вместе со зрителями.

Первая ситуация взята из школьной жизни: конфликт между мальчиком, взявшимся за учебу и отлично написавшим контрольную по физике, и выгоревшей классной руководительницей, не верящей в его неожиданные способности и поставившей двойку якобы за списывание у соседки по парте. Вторая происходила в домашней обстановке и была посвящена проблеме замалчивания девушкой факта травли себя одноклассниками перед своей матерью и попытки ее сестры привлечь внимание родителя к происходящему, чему она не верит из-за лжи дочери в прошлом. Каждую сцену повторяли несколько раз: сначала гости могли полностью посмотреть действие, потом задать несколько вопросов каждому герою для прояснения причин его поступков и испытываемых им чувств, а затем сыграть чью-то роль и попробовать изменить ситуацию для разрешения конфликта.

Выводы из данной экспериментальной постановки вполне могут пригодиться в реальной жизни: например, одна из зрительниц предложила вместо домысливания и интерпретации действий актеров все спрашивать у них напрямую. Вспоминается и тезис Куайна о потенциальной нефальсифицируемости теорий, пока в них вносятся изменения под действием опровергающих фактов: «угнетатели» (учительница и мать) были настолько не готовы к тому, чтобы изменить свои убеждения относительно ученика и дочери, что продолжали выкручиваться даже после прямого опровержения их аргументов другими участниками разговора. В отчаянии они начинали давить эмоционально, уходя от темы и переходя на личности и напоминая о своем доминирующем статусе. В конфликтологии предлагается выяснить причину, по которой человек продолжает придерживаться своей позиции, потребность, которая за ней стоит, и найти альтернативный путь ее удовлетворения, подходящий для обеих сторон – на практике мы увидели, что придерживаться этого без медиатора бывает непросто.

img_7763_(1).jpg

Такой необычный спектакль – своего рода психологический тренинг, позволяющий смоделировать разные варианты развития ситуации для проверки гипотез на истинность: вместо их прокручивания в голове у участников была возможность воплотить их в жизнь. Зрители вовлекались в процесс в стремлении восстановить справедливость и помочь «угнетенным», но при погружении в игру находиться под давлением было очень тяжело: кто-то терялся или начинал смеяться в качестве защитной реакции, но у кого-то хватало смелости продолжать стойко отстаивать свою позицию и придумывать все новые факты для ее подтверждения. А в один момент мне показалось, что часть зрителей своими вопросами «угнетателям» пытались в качестве переноса выразить свою накопившуюся личную боль в аналогичной ситуации в прошлом.

В результате изменения нюансов сюжета развивались и самигерои: импровизируя, они проявляли все большую активность, а неразумное упрямство угнетателей становилось все более вычурным. В итоге временная победа была достигнута путем апелляции к большей внешней силе (один из учеников, изначально отвлеченный, оказался сыном директора и стал жаловаться отцу на учительницу) и объединением дочерей в виде своей самостоятельности решить проблему, что было встречено бурей аплодисментов. Стоит отметить уверенную и ненавязчивую модерацию Анны Шалуновой в роли «джокера», жесткую, но правдоподобную игру «угнетателей» и живую, искреннюю игру подростков.

img_7759.jpg


Думаю, такая просветительская работа театра является ценной инициативой, позволяющей не только сблизить любителей и артистов. развивая творческое сообщество города, но и является формой профориентации и психологической поддержки школьников и людей, ищущих новое направление деятельности» .

Открыть напоминание