«Вешалка. Подрост.ok». Happy end
17 октября 2018
14 и 15 октября состоялись показы VIII Лаборатории актуальной драматургии и режиссуры «Вешалка. Подрост.ok». Участники представили свои лабораторные работы на суд зрителей и экспертов – театральных критиков из Москвы, Екатеринбурга, Перми и Новосибирска. Показы и обсуждения эскизов спектаклей проходили при аншлаге и в замечательной атмосфере взаимного интереса, конструктивной критики и радости за творческие находки участников лаборатории.
Открыл программу показов эскиз спектакля «Птица Феникс возвращается домой», поставленный режиссёром Иваном Пачиным по пьесе Ярославы Пулинович. История отношений и приключений юной провинциальной кошки и умудрённого опытом феникса по имени Феликс получилась смешной и трогательной.
Татьяна Тихоновец, театральный критик (Пермь): «Я много видела эскизов по этой пьесе, но сегодня – лучший. Мне кажется, здесь очень точно схвачена тонкая и глубокая интонация. А смотреть это можно лет с 10, когда дети становятся уже не совсем детьми. Здесь такой многослойный пирог, что каждый найдет свое. Взрослые здесь будут видеть сказку для взрослых, дети – историю про любовь, про разную любовь. На этом спектакле с подростками можно говорить о том, что такое театр, потому что здесь все сделано из подручных средств, картона, вообще из ничего, из сора. И как из всего этого мусора возникает театральная поэзия, – вот это самое главное».
Светлана Данилова, зритель: «Увлекательная и динамичная история с запоминающимися героями. В эскизе много искренних эмоций и понятного юмора, но для меня эта пьеса все же о мечтах, родстве душ и формах любви. В сюжете есть важные для подростков мысли о том, что не стоит закрываться от мира, бояться впускать в свою жизнь новых людей, и что в этом мире есть нечто более ценное, чем просто популярность».
Второй эскиз лаборатории – «Всем, кого касается» Даны Сидерос. Над пьесой работал режиссёр Георгий Сурков. Это спектакль об отношении общества к тем, кто не похож на остальных, о способности понять и принять другого.
Анна Банасюкевич, театральный критик: Мне кажется, что наивность и трогательность этой истории вполне уместна. Интонация, которая прозвучала в этом эскизе, очень верная.
Зритель: Вспоминая весь тот мрак, который обычно есть в душе у подростка, я бы хотела сказать большое спасибо за то, что в этой истории, несмотря на всё, что в ней происходит, остаётся свет. После нее мир не кажется каким-то плохим. Мне кажется, в подростковом возрасте это очень важно.
Светлана Сытникова, зритель, педагог: Современным подросткам надо, чтобы было больше движения, а здесь всё довольно статично и много текста. Это будет трудно смотреть.
Алёна Карасёва, зритель, школьница: Я – ученица 9 класса. И мы тут все из одного класса смотрели на одном дыхании эту пьесу. За 4-5 дней – это просто какая-то невероятная работа.
Никита Бетехтин работал на лаборатории над эскизом спектакля по пьесе Маши Конторович «Мама, мне оторвало руку». Драматическую историю девушки-подростка режиссёр поставил, как фантасмагорию, в которой отражается внутренний мир героини.
Глеб Ситковский, театральный критик: Это ситуации, которые повторяются из поколения в поколение. Это одиночество подростковое. И здесь оно гениально обозначено. В наши дни – это ролик на ю-тюбе, где 9 просмотров и 1 «лайк» самому себе. Здесь есть и эскапизм, то есть, подросток всегда хочет уйти от действительности в другую реальность. Здесь есть отношения со взрослыми, которые не понимают подростка. Клишированные ситуации, изложенные современным, живым языком. Эскиз удалось не замусорить бытом, удалось передать цинизм, но сделать это очень тонко и хорошо.
Оксана Ефременко, театральный критик: Довольно удачно придумано решение, где есть мир реальный и есть мир героини. Бытовые, гротескные образы – они здесь из другой реальности, а она существует на уровне каких-то звёзд, кружащегося пространства и не может с этой реальностью соединиться. Этот эскиз уже очень похож на спектакль. Есть попытка вывести этот сюжет в сюрреалистический, фантастический план.
Завершил лабораторию показ эскиза «Про того, который ходил страху учиться» по пьесе Михаила Бартенева. Режиссёр Иван Комаров попытался представить сказочный сюжет в виде интернет-игры, которую комментирует стример. Получился троллинг-капустник.
Дмитрий Тупиков, зритель: Очень интересно сделано. Стример вообще получился «огонь». Хотелось бы увидеть это в полном варианте.
Анна Банасюкевич, театральный критик: Я получила некоторое зрительское удовольствие, считывая какие-то мемы. Есть динамика, которая увлекала. Но вот соотношение истории и той формы, которая была выбрана, – вопрос. Форма задавила содержание.
Олег Лоевский, художественный руководитель лаборатории: Милое глумление над образами, над сказкой – это позиция. Если оно во что-то выливается, что-то новое открывает, – это прекрасно.А стёб ради стёба... Надо разобраться с целью. В системе всеобщего стёба можно делать всё, что угодно, но мотивы какие-то должны оставаться.
Зрительское голосование показало, что все театральные эксперименты на этой лаборатории имели успех и получили большинство голосов за включение в репертуар театра.
«Птица Феникс возвращается домой»
Забыть, как страшный сон – 0
Принять с изменениями – 19
Рекомендовано к постановке – 31
«Всем, кого касается»
Забыть, как страшный сон – 2
Принять с изменениями – 30
Рекомендовано к постановке – 32
«Мама, мне оторвало руку»
Забыть, как страшный сон – 3
Принять с изменениями – 15
Рекомендовано к постановке – 17
«Про того, который ходил страху учиться»
Забыть, как страшный сон – 8
Принять с изменениями – 17
Рекомендовано к постановке – 6
Решающее слово в финале лаборатории «Вешалка. Подрост.ok» сказал художественный руководитель Красноярского ТЮЗа Роман Феодори, заявив, что постановки Никиты Бетехтина, Ивана Пачина и Георгия Суркова после доработки войдут в репертуар Красноярского ТЮЗа, а Ивана Комарова театр готов пригласить на постановку любого материала в следующем сезоне. Такой результативной лаборатории давно не было. И это – настоящий happy end.