Страсти по «Снежной королеве»

17 января 2017

На этой неделе один из зрительских отзывов, опубликованных на странице Красноярского ТЮЗа с социальной сети ВКонтакте вызвал бурную дискуссию. Обсуждение выплеснулось в Facebook и даже породило несколько публикаций в СМИ. 3.jpg716

«Красноярец возмутился, что постановка ТЮЗа «Снежная королева» изобилует религиозными отсылками», Красноярский краевой медиа-портал «Столица-24»

«Создателей «Снежной королевы» в ТЮЗе упрекнули в религиозности постановки», Информационный портал Sibnovosti.ru

Красноярец возмущен «оскорблением чувств неверующих» в спектакле ТЮЗа «Снежная королева», портал "Проспект Мира"

Поводом для словесных баталий стало возмущение красноярца по поводу религиозных мотивов, содержащихся в популярном и уже не первый год идущем на сцене ТЮЗа спектакле «Снежная королева» в постановке Романа Феодори.

15994508_1543728952311925_2545790676066348530_o.jpg711

Резонанс объясняется нестандартностью ситуации. В последнее время в России было немало скандалов, связанных с оскорблением чувств верующих зрителей. А тут возник прецедент обратной реакции – оскорбление чувств неверующего!  Зритель считает, что театр обязан предупредить всех  обо всём: верующих - о том, что упоминается дьявол, атеистов о том, что есть религиозные мотивы... так можно далеко зайти. Многие зрители и деятели театра сразу встали на защиту спектакля. Вот несколько цитат из комментариев к постам, опубликованным на страницах театра и главного режиссёра ТЮЗа.

Павел Руднев, театральный критик Почему никто не предупредил, что в спектакле используются женщины? Почему никто не предупредил, что в спектакле используется целлофан? Почему никто не предупредил, что в спектакле артисты играют роли? Почему никто не предупредил, что в театральном буфете нет тефтелей?

Талгат Баталов, режиссёр Почему никто не предупредил, что оленя играет не олень, а мужик на мотоцикле ?!?!

Светлана Данилова, зритель: Сама негативно отношусь к религиозному фанатизму и переборам в этом плане, но "Снежную королеву" никак не могу воспринять как какую-то религиозную сказку и соответствующие требования по указанию именно такого жанра считаю неуместными, тем более что в постановку добавлены и вполне современные моменты, далекие от религиозных канонов.Это именно сказка, и в ней очень много красок, акцентов и смысла. Какие-то отсылки к вере в ней имеют место быть, но они минимальны, и уж точно не заполняют весь хронометраж спектакля, встречаясь лишь в паре сцен.

Антонина Крупенникова, актиса Ачинского драматического театра: Мой ребёнок был счастлив, плакала от музыки и от увиденного. Это важно!!! Пока ехали домой, а это в другой город, дочь рассуждала о добре и зле, о любви...

Дарья Мосунова, многодетная мать, блоггер, общественный деятель Прекрасный спектакль! Просто человек не читал настоящую Снежную королеву) Не кастрированную советской цензурой.

img_9139.jpg408К слову, постановка действительно основана на подлинном тексте Андерсена в переводе А. В. Ганзен.

У профессионального сообщества возмущённый отзыв зрителя вызвал удивление и обсуждение причин такой реакции.

Роман Феодори, главный режиссёр Красноярского ТЮЗа Я не склонен высказывание зрителя интерпретировать как глупость. Он написал то, что его действительно волнует. Я пытаюсь понять, почему его волнует ИМЕННО ЭТО. Откуда корни его обиды? Мы привыкли, что в театре обижают зрителя голые тела, мат и неуважительное отношение к религиозным святыням. Но что задело человека здесь?

Марина Луговая, заместитель председателя СТД А я не удивлена. Насильственное побуждение к православию вызывает отторжение. Со всеми вытекающими.., как говорит зритель. Дело в том, что РПЦ настолько навязчива теперь, что внутри любого человека возникает желание оградиться от этого чудовищного присутствия в каждом закоулке.

Лариса Барыкина, музыкавед, театральный критик Совершенно не важно, что есть в спектакле, а чего нет. Многим надоел клерикализм в самых разных формах. А конфликт внутри общества заложен такой, что проявляется где угодно и как угодно. Повод могут брать - совсем не по адресу...

К счастью,обсуждения этой темы не переросли в скандал. Наша уважаемая аудитория умеет слушать и слышать друг друга. Более того, дискуссия вышла на уровень более широкого обобщения, размышления о пересечении искусства и религии, а также о том, стоит ли указывать предупреждать зрителей о присутствии каких-либо религиозных, или наоборот атеистических мотивов в спектаклях.

img_9135.jpg450Александра Никитина, театральный критик Дорогие и прекрасные зрители! Давайте выйдем чуть-чуть за рамки конкретного спектакля «Снежная королева» и зададимся более общими вопросами. Когда Ваши дети в школе читают произведения Достоевского, на странице учебника должна стоять маркировка «только для православных»? Когда они читают Пушкина, нужно указывать: «в молодости был атеистом»?Когда читают Толстого, нужно перед уроком вывесить плакат: «Внимание! Был верующим, отлучённым от церкви»? А когда Вы читаете с детьми «Хроники Нарнии» или идёте смотреть их в кино, Вы предупреждаете детей, что Клайв Льюис католический священник? На церквах нет таблички «Вход только для верующих». И на театрах, концертных залах и научных библиотеках нет таблички «вход только для атеистов». Потому что пространство культуры - это пространство диалога. И только вступив в него каждый из нас, будь ему 6 или 60 лет самоопределяется по отношению к культурной, религиозной и нравственной традиции.

Красноярский театр юного зрителя не планирует оповещать публику в афишах и программках о каких-либо мотивах в своих постановках. Это дело журналистов и театральных критиков, которые пишут о новых спектаклях, а также –право зрителей, оставляющих отзывы в интернете. Театр ничего не навязывает. А если у кого-то есть темы, которые могут его травмировать, или вызвать отторжение, то советуем кроме аннотаций заблаговременно почитать ещё и прессу о спектакле. Рецензии, интервью и статьи, которые помогут вам выбрать наиболее подходящий лично для вас спектакль можно найти на нашем сайте в разделе «Пресса», и в ссылках под информацией о спектакле.

Например, вот что писали о «Снежной королеве»:

«Старая страшная сказка», Сергей Павленко, газета «Красноярский рабочий»

«Из Красноярска с любовью и спецэффектами», Юлия Клейман, «ART

«Снежная королева», Блог Павла Руднева