Проверено «Реальным»: свежий взгляд фестивальной публики

14 сентября 2015

Завершился XIII Всероссийский фестиваль «Реальный театр», проходивший в Екатеринбурге с 4 по 9 сентября. Спектакли Красноярского театра юного зрителя «Горькие слёзы Петры фон Кант» и «Алиsa» были представлены «под занавес», в последние дни фестиваля. Отзывы и первые публикации говорят о том, что обе работы нашего театра имели успех у фестивальной публики.

7.jpg600

Показывать свои спектакли в финале престижного театрального фестиваля непросто. На фестивале «Реальный театр» в Екатеринбурге, с его двадцатипятилетней историей и репутацией весьма взыскательного театрального форума, — тем более. За пять дней фестивальная публика, критики и журналисты уже успели посмотреть немало замечательных постановок. Спектакли Красноярского ТЮЗа даже на этом фоне прошли успешно, были благосклонно приняты критиками и получили массу хороших зрительских откликов. Вот что говорили зрители, побывавшие на фестивальных показах спектакля «Горькие слёзы Петры фон Кант» Р. Фассбиндера.

8.jpg600

Алина, программист:

«Спектакль слишком драматичный, но при этом мне показался сильным, глубоким, а, самое главное, честным. На самом деле тема властных эгоистичных женщин, пытающихся распоряжаться всеми, которые при этом не в состоянии разобраться в себе, оказалась мне очень близка. Поэтому спектакль понравился и заставил многое обдумать. И совсем не важно, страсть ли это к мальчику или девочке, нелюбовь к дочери или к родителям... В общем, очень эмоциональная драма, и сыграно хорошо».

Юлия, сотрудник екатеринбургского театра:

«Сильный спектакль. Очень реалистичный. Мне очень понравились актрисы, они красивые, в них есть особенный аристократизм и порода. Этот спектакль о сильной деловой женщине близок к жизни. Некоторые моменты мне казались надуманными, но, в целом, впечатление очень положительное. Любопытно, что на фестивале мы уже смотрели другой "женский" спектакль, то есть тема актуальна».

Лев Закс, театральный критик, ректор Гуманитарного университета:

«Мне кажется, этот спектакль очень высокого качества. Во-первых, у него интересная основа — очень ясная история, которая при своей простоте ставит перед зрителем острые нравственные, психологические и даже мировоззренческие вопросы. Во-вторых, главный фактор — это умная режиссура с оптимально расставленными акцентами.

Актеры правильно решают свою задачу. В результате образуется выразительный и в то же время рациональный художественный порядок, ставятся очень важные вопросы. Для меня главный вопрос, который ставит спектакль, — каким образом любовь и любовная страсть, которые по своей сути должны рождать счастье и гармонию, меняются и приводят к разъединению людей, насилию и другим страшным последствиям.

Героиня, талантливая женщина, которая, по ее словам, является жертвой насилия со стороны нелюбимого мужа, потом сама становится источником террора и разрушает мир, который должен от ее любви укрепляться. Она отталкивает от себя подруг, отдаляется от дочери, оскорбляет мать. Ее любовь превратилась в свою противоположность, темную страсть, которая привела к разрушениям. Нежные чувства превратились в хищническое присвоение другого человека, невзирая на его желания. Альтернативой этому становится последняя сцена, когда появляется дочь Петры, которая выплескивает на мать огромное количество любви и преданности, нерасчетливой, не требующей ничего взамен. Дочь закрывает глаза на истерику матери и дает ей то, чего у той не было — самоотверженную любовь, благодаря чему помутневшее сознание героини на миг проясняется.

Резюмируя, я со всей уверенностью скажу, что это прекрасная, очень современная работа Красноярского ТЮЗа вместе с большой умницей Юлией Ауг, которую мы теперь знаем как умного и интеллигентного режиссера».

11.jpg600

Заключительным аккордом XIII Всероссийского фестиваля «Реальный театр» стал визуальный спектакль «Алиsа». Результат знакомства екатеринбургской публики с красноярской «Алиsой» — продолжительные аплодисменты в финале и восхищённые отзывы зрителей.

Анна, студентка факультета культурологии и искусствоведения:

«Кажется, я знаю, чем будут заниматься все дети вечером после просмотра "Алиsы" — играть с пластиковой посудой! Реакция детей и взрослых на происходящее на сцене была бесценна. Когда актеры запустили в зал огромные шары, поднялась настоящая буря, каждому хотелось к ним прикоснуться.

Мы увидели очень интересный пример театра художника, его видение знакомой всем с детства истории. Любопытна интерпретация истории Алисы, которая ненадолго возвращается в детство, раскрывая старую книгу. Наверно, такое хотя бы раз случалось с каждым из нас».

Надежда, архитектор:

«Я бы сказала, что это не спектакль, а шоу. Очень качественное, продуманное, талантливое шоу. Представление с любимыми героями, среди них особенно поразили и запали в душу Королева Червей, Чеширский кот и близнецы Труляля и Траляля. Немного не понравилась повторяемость, для взрослого это утомительно. Но детям очень понравилось, да и спектакль в первую очередь для них. Эффектное сценическое воплощение. С семьей с удовольствием сходили бы еще раз».


9.jpg200

Лариса Барыкина, музыкальный и театральный критик, арт-директор Международного фестиваля современной хореографии «НА ГРАНИ»:

Спектакль, который нам сегодня довелось посмотреть, – это, несомненно, визуальный театр, или театра художника, как еще говорят. Даниил Ахмедов здесь един в двух лицах: художник и режиссер, ему помогают композитор Евгения Терехина и хореограф Денис Бородицкий. А воплощает их замыслы превосходно оснащенная труппа Красноярского ТЮЗа. "Алиsа" – это прежде всего роскошное визуальное пиршество, обилие загадочных театральных приемов, невероятных кунштюков, множество моментов, когда на сцене создается настоящее волшебство. Однако, поскольку отсутствует нарративная логика, у зрителей, привыкших к историям, иногда возникает ощущение монотонности и длиннот. Мне кажется, этот спектакль, который, кстати, прекрасно был принят публикой, особенно детьми, имеет свою логику и свой жанр. И оценивать его можно только с точки зрения тех законов, по которым он сделан. И здесь главное – определить сам жанр. Я бы назвала его альбомом. Альбомом прекрасных воспоминаний, ассоциаций и аллюзий. Да, о сказках Кэролла. Альбом, который, как известно, можно перелистывать в любом порядке, хоть от конца к началу, заглядывая туда, где интересно. Этот каталог театральных волшебств заставляет и детей, и взрослых включать мощное воображение, пробуждает фантазию, стимулирует самостоятельно придумывать внутренний сюжет. Он вызывает сильный эмоциональный отклик и вообще, действует не в назидательно-воспитательном ключе (как это часто бывало в советских тюзовских постановках), а разговаривает с детьми в эстетических категориях.

Музыка в спектакле очень красива, но ее фрагментарность и бесконечные повторы не позволили ей стать той драматургической основой, которая, возможно, заменила бы литературную логику. Все-таки в любом произведении необходимо то, что ведет нас из одной точки в другую и называется процессом развития. Но я всей душой принимаю этот спектакль и рада, что он стал участником «Реального театра».

10.jpg200

Дина Годер:

«Даниил Ахмедов — художник, и "Алиsa", конечно, в первую очередь создана, как спектакль художника. Она строится как серия разворачивающихся перед нами эффектных картин, как парад костюмов, волшебных проекций и театральных чудес — особенно хороши полеты и игра с ветром. Ну и замечательный свет — он тоже создает магическую атмосферу. В общем, спектакль сделан так, чтобы поражать воображение, и он поражает — люди в зале ахают от каждой картины.

Перед нами как бы серия оживших иллюстраций к книге Кэрролла, в них самих нет ни понятной истории, ни характеров, ни взаимоотношений. Вообще-то это не обязательно в визуальном театре такого типа, но без некой драматургии обойтись невозможно, должно быть развитие, зрители должны понимать, куда движется действие, чтобы спектакль не выглядел, как бесконечное слайд-шоу. Конечно, мы стараемся угадать персонажей и какое место книги имеет в виду постановщик, но это не всегда можно сделать. Восторга от каждой новой сцены достаточно, чтобы поддерживать внимание в течение какого-то времени, но дальше хотелось бы понимать, что происходит. Поэтому совершенно неудивительно, что дети лучше всего реагируют на клоунов. Они вполне простодушны, но про них всё ясно: вот тут они хотят взлететь, а тут пытаются вскипятить чаю. На это можно эмоционально реагировать, поучаствовать, выразить радость. Или перекидывание огромных шаров по залу — огромное удовольствие для зрителей. А в сцене, скажем, с гусеницей (кстати, не так-то просто было угадать, что это гусеница) совсем неясно, что происходит. Что она хочет от Алисы, что Алиса от нее, о чем речь вообще? Красиво, но непонятно.

Получается, что режиссер нам ясно рассказал только зачин истории, как взрослая Алиса встретила себя-девочку, снова стала ребенком и пустилась в путешествие. А дальше постановщик увлекся созданием красоты на сцене. Для зрителей страшно увлекательно рассматривать то, что получилось, и, хотя отсутствие драматургии тормозит спектакль и мешает ему, но в итоге публика все равно очень довольна, художник сумел захватить ее своей фантазией».

Текст: Оксана Батуева, Мария Щепетнёва.

Фото Анастасии Кирилловой.