Осенний этап «Театральной весны»

20 ноября 2022

«Театральная весна» в Красноярском крае начинается осенью. Первый этап Краевого фестиваля «Театральная весна – 2023» длится почти полтора месяца. В это время приглашённые эксперты оценивают заявленные постановки прошлого сезона и выбирают лучшие из них для участия в заключительном этапе фестиваля, который пройдёт в краевом центре в марте 2023 года.

061_800x800-equal.jpg

В этом году на творческий смотр заявлено 46 спектаклей, – драматических, кукольных и музыкальных. Это постановки государственных и муниципальных театров края, а также независимые театральные проекты.

В группу экспертов драматического театра и театра кукол вошли театральные критики Нияз Игламов (Казань), Жанна Зарецкая (Москва), Елена Борейша-Покорская (Москва), Глеб Ситковский (Москва) и Татьяна Тихоновец (Пермь). Они уже успели побывать в Норильске, Лесосибирске, Мотыгино, Ачинске.  20 и 22 ноября в программе экспертов – просмотр трёх спектаклей Красноярского ТЮЗа.

Красноярский театр юного зрителя ассоциируется в первую очередь с постановками его художественного руководителя Романа Феодори и визуальными спектаклями художника и режиссёра Даниила Ахмедова. В этом году ТЮЗ представляет другие грани своего репертуара. Это три премьеры прошлого сезона в постановке Юлии Каландаришвили, Кирилла Вытоптова и Ксении Пещик. Работа с разными режиссёрами помогает труппе развиваться, пробовать разные темы, разные форматы, разные подходы к материалу. Все три постановки, которые ТЮЗ предложил для участия в фестивале «Театральная весна – 2023», по-своему интересны и уникальны.

8q6a1590.jpg

Например, спектакль «Самые добрые в мире», поставленный Юлией Каландаришвили по книге шведского писателя Ульфа Нильсона – это жизнеутверждающая история о смерти для семейной аудитории. Говорить с детьми о смерти, о конечности жизни необходимо. Это своего рода прививка от травмы. Главное, найти подходящие слова и верную интонацию. Юлия Каландаришвили назвала жанр спектакля «Самые добрые в мире» игрой в девяти похоронах.  Дети – герои этой истории – действительно играют в похороны, подражая взрослым, и даже открывают похоронное агентство, провожающее зверушек в последний путь. Но в забавной и доступной для детей форме упакован глубокий и важный смысл.

Юлия Каландаришвили, режиссёр: «Что самое важное мы можем дать человеку, познающему мир? Опыт переживания и способ его выражения. В этой истории соединяется и опыт переживания потери, и способ выражения горя, и принятие того, как двигаться с этим дальше в жизни, которая бесценна.»

8q6a7164.jpg

Ещё одна постановка малой формы среди заявленных на «Театральную весну - 2023» – спектакль-тренинг «Расцветает самая красная из роз». Его поставила режиссёр Красноярского ТЮЗа Ксения Пещик. В основе спектакля – графический роман популярной шведской художницы и радиоведущей Лив Стрёмквист. Это очень глубокое и остроумное исследование о том, что происходит с любовью в наше время: Почему людям стало труднее влюбляться и создавать семью? В чем суть влюбленности? Как рациональный способ мышления влияет на отношения? Спектакль Красноярского ТЮЗа – первая и единственная театральная постановка по графическому роману Лив Стрёмквист, да ещё и в жанре спектакля-тренинга.

Ксения Пещик, режиссёр: «Мы пытаемся донести до зрителя тот факт, что комикс сегодня — это серьезная литература, куда заходят большие авторы с большими темами. Нам было интересно работать с графическим романом в театре»

8q6a4166.jpg

Из постановок большой формы эксперты увидят роуд-муви по мотивам романа Ивана Тургенева «Отцы и дети» в постановке режиссёра Кирилла Вытоптова. Этот спектакль изящно балансирует между прошлым и настоящим, между классикой и современностью. В нём уживаются старинные усадьбы и публикации в видео-блогах, а образы и тексты Тургенева звучат очень актуально.

Кирилл Вытоптов, режиссёр: «Мы ставим Тургенева, а ведь он писал о своих современниках, о той жизни, которая окружала его. Мы здесь просто обязаны передать авторскую актуальность – ведь именно этим был знаменит роман. Поэтому мы тоже говорим о своей реальности, но добавляется факт, что это произведение 19 века. Получается встречное движение прошлого и будущего, которые соединяются в какой-то третьей точке».

Отсматривая спектакли, эксперты Краевого фестиваля «Театральная весна» не только формируют афишу заключительных мартовских показов, но и по сложившейся традиции проводят обсуждения спектаклей с труппой театра. Профессиональный разбор постановок – очень важная практика для любого театрального коллектива, которая способствует развитию и творческому росту.