Лаборатория театра горожан «День разбитых сердц на телеканале "PRO.Любовь"»

08 ноября 2025

Постоянный зритель Красноярского ТЮЗа Дмитрий Злобин написал о показе театра горожан «День разбитых сердец на телеканале “PRO. Любовь”»

В Красноярском ТЮЗе состоялся очередной показ театра горожан – в этот раз 11 участников подняли тему разбитых сердец, маленькие изображения которых были у каждого на груди. Все поведали свою печальную историю, каждая из которых откликалась у гостей, пришедших поддержать выступающих. Меня поразила смелость участников, ведь не каждый готов раскрыть себя перед незнакомцами в таком тонком вопросе, не играя выданную в театре роль. И смелость организатора Ани Мухамедзяновой, ибо потребовалось немало сил, чтобы справиться с таким потоком тяжелых эмоций.

photo_5269649088506957306_w.jpg

По признаниям участников, они неоднократно давали волю своим эмоциям во время занятий и находили друг в друге поддержку. И во время выступлений многие девушки не могли сдержать слез, проживая на сцене эту боль и обнажая ее перед зрителями, встречавшими их аплодисментами. Но возник вопрос: насколько такие практики терапевтичны без сопровождения профессионального психолога; не было ли это для кого-то ретравматизацией, ковырянием душевных ран по кругу?

В начале спектакля ведущей был озвучен вопрос: кому разбивали сердце? Только ведь, разобьется ли оно, зависит и от того, кому его разбивают, выдержит ли он нанесенный удар. Это принятие части ответственности за происходящее в своей жизни, и было бы хорошо этот аспект обсудить со зрителями. Кстати, их вовлечения, хоть это распространено в социальном театре, было немного до начала обсуждения; даже выход на сцену девушки из зала со своей историей в ответ на приглашение ведущей оказался запланированным ходом.

photo_5269649088506957309_w.jpg

Одна из девушек (по ее признанию, любящая составлять правила и инструкции) презентовала на слайдах «манифест здоровых отношений», предлагающий принять свободу выбора другой стороны, даже если он нам не нравится. Только, заявляя такой текст, было бы корректно обосновать все его положения. Лично меня возмутило её сравнение вечной любви с памятником на кладбище и что в этом «мало жизни», а чувствовать – это жить. Выходит, что те, кто выбрал вечную любовь, не чувствуют и, как следствие, не живут?

Говоря о разбитых сердцах, участники не хотели замыкаться лишь в теме неудачных романтических отношений, поэтому одна из девушек поведала о боли отдаления ее ребенка по мере взросления. Но было бы здорово, если бы были раскрыты и иные причины перенесенных страданий, чтобы показать их разнообразие: разрыв с другом, деловым партнером, родителями, идеей.

photo_5269649088506957307_w.jpg

Тем не менее, спектакль не был однообразным: так, мужчины в зале оценили повествование единственного представителя своего пола среди выступавших: оно отличалось и по содержанию (метафоричное описание этапов проживания мужского страдания в условиях распространенного запрета на проявление эмоций мужчинами в нашем обществе), и по подаче: его сдавленные и ноющие в глубине души чувства констрастировали с их открытым выражением у дам.

Запомнились некоторые визуальные приёмы: например, как девушка во тьме искала с фонариком кого-то в темноте, а остальные участники попеременно наводили их на свои лица. Или как девушки натягивали розовую нить, намотанную вокруг них, пытаясь из нее вырваться, когда на фоне звучал рассказ одной из участниц о том, как девушка устала от отношений. Только смутило, что ряд озвученных ею положительных моментов опровергал после озвученные отрицательные.

Одна из девушек под хоровое пение и запись мужского голоса, повторявшего «Я люблю тебя» с разными логическими ударениями, ходила кругами по белому холсту, оставляя ступнями следы, черные от краски. После омовения в воде без полного очищения ног она надела красные носки и черную кофту. Несмотря на наличие гипотезы, что девушка хотела этим сказать (отношения с мужчиной, из которых она не могла выйти, оставили темный след в ее светлой душе, и после их завершения она прикрыла ее), мне не вполне удалось эмоционально к ней подключиться – происходящее, скорее, напоминало перформанс в музее современного искусства.

photo_5269649088506957302_w.jpg

Однако возникшие вопросы к форме выступлений никак не обесценивают донесенных содержания и искренних чувств участников – спектакль никого не оставил равнодушным. Он позволил и «артистам», и зрителям разделить друг с другом свои переживания и задаться рядом личных вопросов. Я думаю, что такие откровенные постановки очень востребованы, и я благодарен участникам и организаторам, что решились на такой эксперимент.