КРЯКК представит на сцене ТЮЗа спектакль о новосибирском Академгородке

07 октября 2015

31 октября в рамках IX Красноярской ярмарки книжной культуры на сцене ТЮЗа Новосибирский театр «Старый дом» представит спектакль «Элементарные частицы».

3.jpg603

Красноярский театр юного зрителя всегда с радостью принимает на своей площадке участников культурной программы КРЯКК, ежегодного проекта Фонда Михаила Прохорова. Спектакль «Элементарные частицы» в рамках IX Красноярской ярмарки книжной культуры состоится 31 октября в 19.30 на большой сцене Театра юного зрителя. Вместе с артистами театра «Старый дом» приедет и режиссер спектакля Семён Александровский.

В этом году тема Ярмарки книжной культуры «Карта Родины: художественное освоение пространства». Спектакль «Элементарные частицы» Новосибирского театра «Старый дом» — попытка театрального осмысления «биографии» уникального места, одного из важнейших исследовательских центров России. Режиссёр Семён Александровский (Санкт-Петербург), драматург Вячеслав Дурненков (Тольятти) и художник Алексей Лобанов (Москва) создали спектакль о мифологии и истории Академгородка под Новосибирском, строительство которого началось на волне оттепели в 1957 году. Текст постановки основан на архивных документах, книгах и интервью с известными жителями Академгородка.

Но «Элементарные частицы» не просто вербатим места. Это история одной утопии. Для режиссёра Семёна Александровского Академгородок — «последняя советская утопия», площадка социального эксперимента по созданию просвещённого и свободного гражданского общества.

2.jpg600

Первая часть спектакля посвящена рождению города-мечты в сибирской тайге. Вторая — испытанию, через которое прошло сообщество Академгородка, коррозии утопической идеи и внутренней эмиграции учёных. В фокусе спектакля «Элементарные частицы» — «Письмо 46-ти». В феврале 1968 года 46 сотрудников СО АН и преподавателей НГУ подписали письмо с протестом против нарушения гласности в ходе судебного процесса над четырьмя московскими «диссидентами»: Ю. Галансковым, А. Гинзбургом, А. Добровольским и В. Лашковой. Это письмо было отправлено в Верховный суд РСФСР и Генеральному прокурору СССР. Текст «Письма 46-ти» был передан радиостанцией «Голос Америки». Разумеется, этот жест свободы не мог быть оставлен без ответа со стороны официальной власти.

1.jpg601

«Будь это спектакль о городковской романтике и специфической ауре этого места, в нем бы танцевали твист и пели бардовские песни, больше шутили, и в шутках этих не было бы такой отчаянной горечи. Режиссер и драматург предлагают посмотреть на утопию в динамике и в контексте жизни всей страны и общества. И сама попытка взгляда с такого ракурса разрушает всю логику этой утопии. Идеальное место не может быть частью неидеального мира. И именно наше знание о мире не позволяет полностью отдаться очарованию мифологии». (Дмитрий Королев,«Элементарные частицы»: А кто не обломался?», «ОКОЛОтеатральный сайт»)

«Когда дело доходит до «письма сорока шести» и крушения утопии, художник и режиссер отвечают метафорой, ставящей знак равенства между силами природы и репрессивным государством, — на сцену обрушивается ливень: актеры зачитывают документы с листа, стоя в плащах под потоками воды, а потом уходят за завесу водяных брызг в глубину сцены, рассказывая оттуда об открытиях, прославивших Академгородок, — а на самом деле о внутренней эмиграции советских ученых».(Академгородок.doc — Антон Хитров, «COLTA»)