Критики в гостях у ТЮЗа

18 февраля 2014

Красноярский ТЮЗ вновь посетили известные театральные критики, эксперты национального театрального фестиваля «Золотая маска» и других крупных российских фестивалей. Олег Лоевский и Глеб Ситковский посмотрели спектакли «ПравоПисания», «Кеды», «Эстроген» и «Снежная королева». После просмотра они обсудили увиденное с труппой ТЮЗа.

Олег Лоевский одобрил идею лаборатории ClassAct, в рамках которой красноярские подростки под руководством опытных драматургов Марии Зелинской и Вячеслава Дурненкова писали свои первые пьесы. Позже эти пьесы вошли в спектакль «ПравоПисания» (режиссеры Роман Феодори и Алексей Крикливый), который сейчас пополнил репертуар ТЮЗа. Как подчеркнул Лоевский, «это очень правильный подход. Часто артисты отодвигают публику. Здесь театр выполняет некий социальный долг».
Глеб Ситковский добавил, что в таких проектах «нужно избавляться от театральной изощренности, актеры здесь всего лишь рупор. Например, в Англии культ автора, режиссер там фигура техническая». Поэтому наиболее интересной, по словам критика, ему показалась последняя новелла спектакля: «В ней было желание увидеть мир честным, желание жить не по лжи».

Говоря о «Кедах», Ситковский отметил, что «ценность пьесы в том, что впервые произошла попытка ухватить героя, живущего здесь и сейчас. Что такое кеды? Символ отличия. Есть мы и есть они. Мы свободны, они нет. Здесь есть ощущение общества как бездушной машины, а велосипед – это знак свободы. Герой не желает быть сильным, он уходит от решения проблем. В некотором смысле его поколению чужд конфликт отцов и детей, оно ставит себя в положение слабого». Лоевский поддержал коллегу: «Для меня это манифест поколения, попытка саморефлексии. И самое интересное здесь – непонятность внутренних мотивов. История героя пьесы – потеря желания. Кеды – это примитивное желание, так как у него вообще больше нет никаких желаний».

Самое сильное впечатление на критиков произвела «Снежная королева». «Здесь хорошо все, – оценил Глеб Ситковский, – декорации, костюмы, пластическое решение, актерские работы, особенно правильная интонация и тихое упорство Герды. И вроде ничего не придумано, все так же, как у Андерсена, но благодаря, например, рисунку здесь нет банальности. В то время, как идет снег, появляется огромная фигура идущего манекена, этакого «Шагающего человека» Джакометти. Только ленивый не использовал целлофан как образ реки, но в спектакле ТЮЗа этот штамп преодолен, более того, в действие вовлекается публика. Здорово, когда получается то, чего не ожидал».