Клоунская практика для педагогов

13 февраля 2026

img_0249.jpg8 февраля Евгения Полянская, художественный руководитель «Дома в горошек», и Екатерина Ускова, коуч больничных клоунов «Дома в горошек» провели клоунскую практику для педагогов-организаторов школьных театров.

Ведущие делятся своими впечатлениями.

Евгения Полянская — художественный руководитель «Дома в горошек», больничный клоун Пшишико:

«Мне было мало трех часов нашей встречи. Говорят, что клоун должен уходить на пике, чтобы у людей осталось впечатление. У меня осталось много впечатлений, хотелось многое сказать участникам. Хотелось дать больше обратной связи после каждого выхода, потому что было интересно.

Мне очень понравилось, что легко, живо и непосредственно педагоги включались в игру. Это большое удовольствие — наблюдать за естественными игровыми реакциями, когда мозг уходит на второй план, и у людей проявляются настоящие, как будто детские реакции. Кто-то злится, когда ошибается, кто-то смеется над собой. Игра — это как раз поле для проявления гиперреакций.

У меня два любимых упражнения и оба они с носом. Ничего не может проникать внутрь меня сильнее, чем человек, надевший нос и пребывающий в своей естественности. Я наблюдала за каждым и очень хорошо ощущала, что сейчас происходит в глазах и за красным носом — слёзы, смущение, страх, тревога. Сначала невероятная встреча случилась в игре, а потом встреча с участниками уже в носе. Я благодарна всем, кто пришел и открылся, был доверителен к нам. Кто-то переборол страх, кто-то стеснение, кто-то — стыд, может, даже, неверно говорить, что кто-то себя в чем-то переборол, но точно получилось взять с собой в работу то, что к разным людям приходило. Брать то, что тебе приходит, и не убегать от этого — очень круто».


img_7.jpg

Екатерина Ускова — коуч больничных клоунов «Дома в горошек», больничный клоун Филя Маяковская:

«Нам было мало участников, потому что мы жадные до контакта.
Я окунулась в творческое сообщество театральных педагогов. Мне было очень интересно наблюдать за этим процессом, за тем, как люди открывают себя для себя в первую очередь. И в очередной раз я убеждаюсь, что это непросто, что то, что происходит на тренингах, на самом деле про самое главное молчат, об этом не рассказывают. Мы все были этому свидетелем. Так получилось.

img_0089.jpg

После встречи как-то тепло. Иногда бывает так, что выходишь после тренинга без удовлетворения. Нет такого, не получилось выйти за рамки социально-устойчивого.

А у нас случилось. И такая красота процесса. Я думаю, говорю и размышляю о том, что женщины по-особенному себя чувствуют, когда рядом есть мужчина. И когда нет мужчины, когда только женский круг, это совсем другая клоунада.

У нас был участник-мужчина, и поэтому здесь можно, наверное, думать про то, что было, может быть, даже сколько-то легче. Когда только женское поле и только одни женщины, это совершенно по-другому, я бы не хотела говорить слово «сложнее».

Я очень довольна и надеюсь, что наше видение клоунады как-то, может быть, помогло. Такое очень скоротечное занятие, такая маленькая капелька. Я очень надеюсь, что это как-то помогло чему-то живому ожить или какое-то движение внутри обнаружить. Надеюсь, что каждый смог удивиться, и это главный маркер для меня — если участник удивляется сам себе, то значит, всё случилось».