«Человеческий голос» и «Волшебные пальцы»

13 ноября 2014

Наряду с подготовкой премьерных спектаклей в Красноярском ТЮЗе продолжается проект «Человеческий голос», организованный при поддержке Фонда Михаила Прохорова. С сентября ребята из обычных школ и ученики школы-интерната для детей с нарушениями слуха занимаются пантомимой, хореографией, актёрским мастерством. Проводят эти творческие тренинги московские педагоги, артисты московского театра неслышащих актеров «Недослов» Алексей Раев, Анастасия Несчастнова и Алексей Знаменский, а также хореограф ТЮЗа Елена Слободчикова.

img_7219r.jpg

Это не просто арт-терапия, не только попытка познакомить слышащих и неслышащих подростков друг с другом и с миром театра. Результатом совместных занятий станет спектакль, в котором дети с помощью пластики расскажут о своих желаниях и мечтах. Перформанс будет показан на малой сцене ТЮЗа 18 и 19 декабря.

Параллельно здесь рождается ещё одно произведение — спектакль «Волшебные пальцы», премьера которого так же состоится 18 и 19 декабря после перформанса с участием детей. Поставит «Волшебные пальцы» главный режиссёр театра Роман Феодори. В основе спектакля — пьеса Вячеслава Дурненкова и Марии Зелинской. Драматурги много работают с детьми в рамках проекта Class Act. Они учат писать пьесы разных ребят, в том числе и детей с ограниченными возможностями здоровья. Но в этот раз пьесу драматурги пишут сами. Материал для неё авторы собирали на проекте «Человеческий голос», общаясь с его участниками, с педагогами и учениками школы-интерната для детей с нарушениями слуха.

img_7219.jpg550

Вот что говорит о пьесе «Волшебные пальцы» Вячеслав Дурненков:

«На проекте «Человеческий голос» я впервые столкнулся со слабослышащими, или совсем не имеющими слуха детьми. Нам было интересно пообщаться с ними, понять, как они смотрят спектакли, чем отличается именно эта аудитория от других. Дело в том, что у меня и Марии Зелинской есть конкретная задача — написать пьесу, которая была бы одинаково понятна двум подросткам, сидящим в зале — слышащему и неслышащему. Мы придумали историю, разработали идею. Осталось написать, довести до готовности. Самое главное, что эта пьеса абсолютно без слов. В ней будет две-три сюжетных линии, и наша задача сделать её ПОНЯТНОЙ.

Герой пьесы — мальчик, который не слышит. В принципе, это история про disconnect, про отсутствие контакта с окружающими. Это извечная подростковая проблема общения, история мальчика-изгоя, подростка, которого игнорируют в классе. Эти проблемы вообще характерны для подростков. В ней будет и супергерой, и некая магическая сила, то есть все те вещи, которые интересуют современную аудиторию от 10 до 15-16 лет. В спектакле будет использоваться жестовый язык. Здесь он будет выглядеть, как некие магические действия, с помощью которых герой исправляет ситуацию.

Мне бы хотелось, чтобы у слышащих детей во время спектакля какой-то интерес проснулся к людям, которые не слышат и общаются жестами. Для нас важно внимание к этой проблеме, потому что глухие — это страна в стране. Они сами говорят, что существуют обособленно, в некой изоляции. Среди них есть талантливые люди, есть яркие индивидуальности. Например, среди ребят, с которыми я общался, был мальчик, который мечтает стать художником — дизайнером. То есть тяга к творчеству, к искусству у них есть.

А вот как они будут смотреть спектакль, который поставят в Красноярском ТЮЗе, мне самому очень интересно. Хотелось бы увидеть их реакцию. Главное, конечно, чтобы ребятам понравилось. Это вызывает у нас самое большое волнение. Но мы верим, что всё получится. Ведь были же фильмы Чарли Чаплина, которые всем были понятны без слов, развлекали и в то же время говорили о чём-то важном и ценном, делали всех немножко лучше».