Красноярский ТЮЗ выпускает готическое прочтение «Карлика Носа»

18 марта 2025

«Карлик Нос» – непременный фигурант репертуарных планов ТЮЗов (и не только – есть, например, мюзикл Бориса Мильграма в Пермском Театре-Театре, идущий уже восемь лет). Среди самых недавних недавних интерпретаторов – Антон Понаровский в Калининградском ТЮЗе и Константин Ложкин в Удмуртском национальном театре. Красноярскую премьеру выпускает Юлия Беляева – ученица Леонида Хейфеца, главный режиссёр Коми-Пермяцкого национального драматического театра и автор многих спектаклей, в том числе, для юного зрителя. Московским зрителям знаком её цикл о Простодурсене из репертуара театра «Сфера», а также работы, выпущенные во МТЮЗе – «Вальс простого карандаша» и «Парк развлечений им. Фокса Микки».

a1p6e8m2437cvx49hg8byjksyl6km8es.jpgЖанр её трактовки «Карлика Носа» обозначен как «притча для подростков и их родителей». В официальном анонсе Юлия Беляева формулирует основные темы спектакля следующим образом: «Про то, что взрослые не всегда правы. Про то, что твой путь — он только твой. Он может быть трагичным, и возможно, что из этого ты сделаешь какой-то вывод и новый шаг. Про то, что сила иногда не в кулаках». В разговоре с «Театральным журналом» режиссёр пошла ещё дальше, охарактеризовав свою постановку как «совсем не праздничную», «мрачную», даже «готическую».

Вот, что она рассказала о содержании спектакля: «Мы попытались со всей серьёзностью ответить на вопрос: “А что случилось?” А случилось то, что мальчика не узнала собственная мама и он не знал, куда идти. Он потерял своё имя, перестал быть Якобом, а стал Карликом Носом. Он проходит… не хочется говорить «инициацию» или «путь взросления» – эти формулировки стали в последнее время слишком расхожими. Но всё же он смог вновь поверить в себя, заново обрести своё имя, выйти из всех испытаний живым и изменённым к лучшему. Это случилось благодаря свету христианской любви – говорю так, пусть и не хочется привязывать сюжет к какой-то конкретной религии. В общем, и меня, и всю постановочную команду привлекли в истории «Карлика Носа» именно эти вещи – мотивы экзистенциальной потерянности, мифологичности даже, ветхозаветности».

Тем не менее, «Карлик Нос» останется сказкой – режиссёр настаивает, что «приземления» сюжета и превращения её в метафору пубертата здесь не будет. Готический мир Гауфа создают художник Любовь Мелехина, художник по свету Никита Шакаров и композитор Николай Бабич. Хореографию придумывает Евгения Миляева. Все они (кроме художника по свету) – постоянные соратники режиссёра.

Трансформации главного героя будет отыгрывать Гоча Путкарадзе. Другую важнейшую роль, Гусыню Мими, исполнит Екатерина Дружкова. Также в постановке заняты Анна Проскурина, Вячеслав Ферапонтов, Савва Ревич и Мария Нестрян.

Фото: соцсети театра

«Театральный журнал», 17 марта 2025