История

Красноярский театр юного зрителя – один из ведущих молодёжных театров Сибири. Его история началась в середине 60-х, когда в город на Енисее прибыла группа молодых актёров и режиссёров из Ленинграда, мечтавших создать яркий, смелый и неповторимый театр.

В конце июля 1964 года в Красноярск составе молодёжного творческого десанта приехали режиссеры Валерий Галашин, Геннадий Опорков, Валентин Дорин артисты Николай Олялин, Лариса Малеванная, Николай Королев, Людмила Фомина, Лев Бриллиантов, Юрий Затравкин, Элеонора Якубчик, Валерий Косой и другие.

На первом сборе труппы 1 августа Валерий Галашин сказал: «Главное для нас сейчас – не столько сделать тот или иной спектакль, сколько открыть театр со своим лицом. Я думаю, мы должны сделать отличительной чертой нашего репертуара проблемные, актуальные пьесы о жизни молодого современника»

7 декабря 1964 года в здании ДК имени В. Маяковского на правобережье Красноярска открылся Краевой театр юного зрителя им. Ленинского комсомола. Первой премьерой ТЮЗа был спектакль о сибирских гидростроителях «Продолжение легенды» А. Кузнецова (режиссер В. Галашин), первым спектаклем для детей – сказка «Ворон» К. Гоцци.

Репертуар первого сезона в Красноярском ТЮЗе составляли в основном пьесы драматургов-современников: «Моя старшая сестра» А. Володина (режиссер Г. Опорков), «Океан» А. Штейна (режиссеры В. Галашин, Л. Малеванная), «104 страницы про любовь» Э. Радзинского (режиссер В. Галашин), «Мой бедный Марат» А. Арбузова (режиссер Л. Малеванная).

В 1965 году театр возглавил Исаак Штокбант. Уже первым своим спектаклем «Красноярская баллада» он заявил о себе как о талантливом режиссере. В числе его постановок на красноярской сцене были «Ревизор» Н. Гоголя, «Пассажирка» З. Посмыш, «Глоток свободы» Б. Окуджавы.

В этот период театр находился на подъеме. Спектакли красноярцев приезжали смотреть московские критики. Они отмечали смелость и мастерство, выделяли Ларису Малеванную в ролях Нади («Моя старшая сестра»), Нинуччи («Вор в раю»), Жанны д’Арк («Жаворонок»).

В 1968 году театр возглавил Юрий Мочалов. В это время в репертуар брали пьесы, которые прежде либо никто не ставил на советской сцене, либо ставили очень редко: «Питер Пен» Дж. Барри, «Фрол Скобеев» Д. Аверкиева, «Республика на колесах» Я. Мамонтова, «Троил и Крессида» У. Шекспира, «Ябеда» В. Капниста и др. Оригинальный репертуар для Ю. Мочалова был не самоцелью, а одним из основных художественных принципов – «открыть забытое».

Особо стоит отметить театральных художников, которые работали в Красноярском ТЮЗе в период его становления: Лидию Рахманову, Антонину Корбут-Снитко, Светлану Ставцеву. Выпускница ЛГИТМиК С. Ставцева в 1965 году стала самым молодым главным художником театра в СССР. Она не только оказала большое влияние на театрально-декорационное искусство Красноярска, но и осуществила своего рода революцию в театральной полиграфии. Создание театральных плакатов и программок к спектаклям в Красноярском ТЮЗе им. Ленинского комсомола являлось частью эстетической программы театра.

Короткий, но яркий период в истории Красноярского ТЮЗа – время, когда главным режиссёром был Кама Гинкас. Вместе с женой и коллегой Генриеттой Яновской он приехал в Красноярск в 1970 году. Основной темой театра тогда было становление личности на изломах жизненного пути, в эпоху потрясений. Спектакли этого периода: «451 градус по Фаренгейту» Р. Брэдбери (режиссёр К. Гинкас), «Кража» В. Астафьева (режиссёры Л. Стукалов, К. Гинкас), «Плутни Скапена» Ж.-Б. Мольера (режиссёр Г. Яновская»), «Гамлет» У. Шекспира (режиссёр К. Гинкас), «Сотворившая чудо» У. Гибсона (режиссёр Г. Яновская).

В 1972 года в театр пришел новый главный режиссер Александр Попов – ученик Г.А. Товстоногова, только что окончивший ЛГИТМиК. Ему было тогда всего 28 лет. На тот момент он был самым молодым творческим лидером театра в Советском союзе. Восемь лет Александр Иосифович Попов посвятил Красноярскому ТЮЗу. Он прошел вместе с театром путь от начинающего режиссёра до зрелого мастера, удостоенного почетного звания «Заслуженный деятель искусств РСФСР». Главные удачи А. Попова были связаны с постановкой классических произведений – «Гроза» А. Островского, «Тартюф» Мольера, «Ромео и Джульетта» У. Шекспира.

Работы Александра Попова в Красноярском ТЮЗе получили всесоюзное признание. Спектакль «Власть тьмы» в 1978 году был представлен в Туле на заключительном показе театрального фестиваля, посвященного 150-летию со дня рождения Л. Н. Толстого и отмечен множеством наград. Мюзикл «Тимур против Квакина» (постановка А. Попова и А. Каневского) в 1980 году на Всесоюзном фестивале в Москве был признан лучшим спектаклем года для подростков.

В 1980 г. театр возглавил выпускник Государственного института театрального искусства им. А. В. Луначарского (ГИТИС, Москва) Александр Каневский. Красноярский ТЮЗ этого периода был поэтическим. Александр Каневский удостоен Премии Министерства культуры СССР за создание спектакля «Сирано де Бержерак», который на Всесоюзном фестивале ТЮЗов в 1981 году вошёл в число лучших постановок. В начале 80-х в репертуаре театра появились спектакли «Не грусти, Шишок» А. Александрова, «Горе от ума» А. Грибоедова, «Великий маленький король» И. Кульмовой, «Лети все горе прочь!» А. Кузнецова и И. Туманян.

В середине 80-х годов в Красноярском театре юного зрителя начался период частой смены главных режиссёров, который продлился до конца XX века. В разные годы творческими руководителями театра были Виктор Бусаренко (1985 – 1987), Юрий Шилов (1987 – 1989), Валерий Рыбаков (1989 – 1990), Владимир Ветрогонов (1990 – 1995) Владимир Берзин (1996 – 1999), Вячеслав Сорокин (1999 – 2000). Но в каждый из этих промежутков у театра были интересные постановки, которые пользовались успехом у зрителей, были гастроли и распространённые тогда выезды концертных бригад на предприятия.

90-е годы – трудное время для всей страны. Ухудшилось и материальное положение региональных театров, были свёрнуты гастрольные программы, зрительные залы не наполнялись. В Красноярском ТЮЗе тоже наблюдался спад. Но именно в этот период у театра появилось собственное здание. 

В 1990 году для полноценной работы театра рядом с ДК был построен двухэтажный производственный корпус. А в 1994-ом Дворец культуры им. В. Маяковского, в котором ТЮЗ работал 30 лет на условиях аренды, Красноярский химико-металлургический завод полностью передал театру.

Кроме того, именно в 90-е Красноярский театр юного зрителя впервые выехал за границу. В феврале 1994 года со спектаклем «Зверь» по пьесе М. Гиндина и В. Синакевича (режиссёр В. Ветрогонов) он участвовал в Международном фестивале театров для детей, который проходил в Японии, в городе Окинава.

Начало нового века оказалось особенно сложным этапом в жизни театра. В 2001 году от удара молнии в основном здании Красноярского ТЮЗа случился пожар, который вывел из строя все помещения бывшего ДК. Начался затяжной ремонт. Срочно, благодаря поддержке спонсоров и собственным усилиям, в производственном корпусе была оборудована альтернативная сцена на 90 мест. Это позволило сохранить коллектив и продолжить работу. В этот период художественным руководителем театра стал Андрей Няньчук. Он занимал этот пост почти 10 лет (2001 – 2010).

Ремонт здания длился более пяти лет. Красноярский ТЮЗ тогда много гастролировал по краю, выступал на разных площадках города, играл спектакли и выпускал премьеры на своей альтернативной (малой) сцене.

Основная сцена открылась в 2006 году. Летом 2007-го был обновлён фасад театра. В 2008 году реконструирована площадь Юности перед зданием театра. Памятник В. Маяковскому переместили к проспекту имени Газеты «Красноярский рабочий». Его сменил многоструйный фонтан и скульптура, изображающая известных персонажей итальянской комедии масок Арлекина и Коломбину.

Когда закалённая испытаниями труппа вернулась на большую сцену, о Красноярском ТЮЗе снова заговорили. Особенно богатым на премьеры стал 2009 – год 45-летия Красноярского ТЮЗа. К юбилею был поставлен спектакль «Странная миссис Сэвидж» по пьесе Дж. Патрика (режиссёр А. Максимов). Заглавную роль на премьерных и юбилейных показах играла одна из основательниц театра – Заслуженная артистка России Лариса Малеванная. А во втором составе – роль Миссис Сэвидж играла Заслуженная артистка России Галина Елифантьева, посвятившая Красноярскому ТЮЗу всю свою творческую жизнь.  

Очередной творческий подъём театра начался во втором десятилетии XXI века и был связан с приглашением на постановки молодых режиссёров.

Поворотным моментом в 2011 году стало назначение главным режиссёром Красноярского ТЮЗа Романа Феодори, чьи постановки неизменно вызывают большой интерес. Тогда же в театре начали проводить ежегодную Лабораторию актуальной драматургии и режиссуры «Вешалка», что помогло вывести труппу на более высокий уровень, разнообразить репертуар и привлечь молодёжь.

С этого времени Красноярский ТЮЗ начинает осуществлять интересные социально-творческие проекты: документальный спектакль «Подросток с правого берега» (2012), драматургическая лаборатория для подростков «ClassAct» (2013), инклюзивный проект «Человеческий голос» с участием слабослышащих детей (2014).   Театр развивает программу театральной педагогики с экскурсиями по закулисью, литературными чтениями, мастер-классами и театральными уроками. К началу 2020-х в деятельности Красноярского ТЮЗ формируется особое направление «ТЮЗ плюс», представляющее просветительские проекты и разнообразные театральные практики для зрителей: социальный театр, работа с педагогами и школьными театрами, обсуждения и паблик-токи перед показами спектаклей.

В 2015 году в Красноярском ТЮЗе открылся Букхолл – книжный магазин и литературная гостиная. Затем появились и другие дополнительные площадки Кинохолл, Арт-кафе, камерный зал Блекбокс.

В 2016 году у Красноярского молодёжного театра появился свой фестиваль. Это ежегодный Фестиваль театра юного зрителя «Язык мира», представляющий в Красноярске лучшие спектакли для семейной и молодёжной аудитории. Его программа каждый раз посвящена новой теме: этносу народов России, авторским и народным сказкам, разнообразию и смешению театральных жанров, интерпретациям русской классики на сцене.

С 2019 года Красноярский ТЮЗ начал проводить «АРТ-МАРКЕТ» - Конкурс творческих заявок на создание спектакля. Этот конкурс стимулирует развитие театра для детей и молодёжи, открывает новые возможности для талантливых постановщиков.

Красноярский ТЮЗ одним из первых в России начал активно осваивать визуальный театр и создавать зрелищные, высокотехнологичные спектакли большой формы в первую очередь для семейной аудитории. Среди них постановки Романа Феодори «Снежная королева», «Пер Гюнт», «Хроники Нарнии. Племянник чародея», «Хроники Нарнии. Конь и его мальчик», а также спектакли художника и режиссёра Даниила Ахмедова «Алиsа», «Гоголь. Экспонаты». Во всех этих постановках важную роль играет музыка, созданная композитором Красноярского ТЮЗа Евгенией Терёхиной.

Особое место в репертуаре театра занимают музыкальные спектакли, такие как мюзикл «Биндюжник и Король» и опера для драматического театра «Жанна Д`Арк». Оба созданы совместно с композитором Ольгой Шайдуллиной.

Многие постановки Красноярского театра юного зрителя отмечены призами краевых, региональных и всероссийских фестивалей. Среди наиболее значимых наград – Гран-при Федерального фестиваля «Театральный Олимп» /Сочи, 2011/ за спектакль «Собаки-якудза» (режиссёр Т. Насиров), Гран-при Всероссийского фестиваля театрального искусства для детей «Арлекин» /Санкт-Петербург, 2014/ за спектакль «Снежная королева» (режиссёр Р. Феодори), Специальный приз жюри Национального театрального фестиваля «Золотая Маска» /Москва, 2016»/ за спектакль-феерию «Алиsа» (режиссёр и художник Д. Ахмедов, художественный руководитель постановки Р. Феодори), Национальная театральная премия «Золотая Маска» /Москва, 2017/ за спектакль «Биндюжник и Король» в номинациях «оперетта-мюзикл/спектакль» и «оперетта-мюзикл/работа режиссёра» (Роман Феодори), Национальная театральная премия «Золотая Маска» /Москва, 2022/ за спектакль «Анна Каренина» в номинации «драма / женская роль второго плана» (Марина Бабошина за роль Долли). Гран-при Всероссийского фестиваля театрального искусства для детей «Арлекин» /Санкт-Петербург, 2024/ за спектакль «Евгений Онегин» (режиссёр М. Абулкатинов)

В 2016 году Красноярский ТЮЗ получил Специальную премию Всероссийского фестиваля театрального искусства для детей «Арлекин» и Союза театральных деятелей РФ «За весомый вклад в развитие детского театра России».

В 2021 году – удостоен Премии имени Фёдора Волкова за вклад в развитие театрального искусства.

В 2023 году свой пост покинул художественный руководитель Красноярского ТЮЗа Заслуженный работник культуры Красноярского края Роман Феодори, формировавший творческую линию театра 12 лет. С июня 2024 года главным режиссёром театра стал Мурат Абулкатинов.

Перед 60-летием Красноярского ТЮЗа в театре не только появился новый творческий лидер. В октябре 2024 года был завершён капитальный ремонт, проводившийся в рамках Национального проекта «Культура». Всего за два года здания театра, его залы, фойе, рабочие помещения и сценические площадки преобразились внешне и были усовершенствованы технически. Началась новая страница истории Красноярского театра юного зрителя, его седьмое десятилетие.