История

Красноярский театр юного зрителя – один из ведущих молодёжных театров Сибири. Его история началась в середине 60-х, когда в город на Енисее прибыла группа молодых актёров и режиссёров из Ленинграда, мечтавших создать яркий, смелый и неповторимый театр.

В конце июля 1964 года в Красноярск составе молодёжного творческого десанта приехали режиссеры Валерий Галашин, Геннадий Опорков, Валентин Дорин артисты Николай Олялин, Лариса Малеванная, Николай Королев, Людмила Фомина, Лев Бриллиантов, Юрий Затравкин, Элеонора Якубчик, Валерий Косой и другие. На первом сборе труппы 1 августа Валерий Галашин сказал: «Главное для нас сейчас – не столько сделать тот или иной спектакль, сколько открыть театр со своим лицом. Я думаю, мы должны сделать отличительной чертой нашего репертуара проблемные, актуальные пьесы о жизни молодого современника»

7 декабря 1964 года в здании ДК имени В. Маяковского на правобережье Красноярска открылся Краевой театр юного зрителя им. Ленинского комсомола. Первой премьерой ТЮЗа был спектакль о сибирских гидростроителях «Продолжение легенды» А. Кузнецова (режиссер В. Галашин), первым спектаклем для детей – сказка «Ворон» К. Гоцци.

Репертуар первого сезона в Красноярском ТЮЗе составляли в основном пьесы драматургов-современников: «Моя старшая сестра» А. Володина (режиссер Г. Опорков), «Океан» А. Штейна (режиссеры В. Галашин, Л. Малеванная), «104 страницы про любовь» Э. Радзинского (режиссер В. Галашин), «Мой бедный Марат» А. Арбузова (режиссер Л. Малеванная).

В 1965 году театр возглавил Исаак Штокбант, уже первым своим спектаклем «Красноярская баллада» заявивший о себе как талантливый режиссер. В числе его постановок на красноярской сцене были «Ревизор» Н. Гоголя, «Пассажирка» З. Посмыш, «Глоток свободы» Б. Окуджавы.

В этот период театр находился на подъеме. Спектакли красноярцев приезжали смотреть московские критики. Они отмечали смелость и мастерство, выделяли Ларису Малеванную в ролях Нади («Моя старшая сестра»), Нинуччи («Вор в раю»), Жанны д’Арк («Жаворонок»).

В 1968 году театр возглавил Юрий Мочалов. В это время в репертуар брали пьесы, которые прежде либо никто не ставил на советской сцене, либо ставили очень редко: «Питер Пен» Дж. Барри, «Фрол Скобеев» Д. Аверкиева, «Республика на колесах» Я. Мамонтова, «Троил и Крессида» У. Шекспира и др. Оригинальный репертуар для Ю. Мочалова был не самоцелью, а одним из основных художественных принципов – «открыть забытое».

Яркий период в истории Красноярского ТЮЗа – время, когда главным режиссёром был Кама Гинкас. В месте с женой и коллегой Генриеттой Яновской он приехал в Красноярск в 1970 году. Основной темой театра тогда было становление личности на изломах жизненного пути, в эпоху потрясений. Спектакли этого периода: «451 градус по Фаренгейту» Р. Брэдбери (К. Гинкас), «Кража» В. Астафьева (Л. Стукалов, К. Гинкас), «Плутни Скапена» Ж.-Б. Мольера (Г. Яновская»), «Гамлет» У. Шекспира (К. Гинкас), «Сотворившая чудо» У. Гибсона (Г. Яновская).

В 1972 года в театр пришел новый главный режиссер. Александр Попов отдал Красноярскому ТЮЗу семь лет и прошел вместе с ним путь от начинающего режиссера до зрелого мастера, удостоенного почетного звания «Заслуженного деятель искусств РСФСР». Главные удачи А. Попова связаны с постановкой классических произведений – «Гроза» А. Островского, «Тартюф» Мольера, «Ромео и Джульетта» У. Шекспира.

Работы Александра Попова в Красноярском ТЮЗе получили всесоюзное признание. Спектакль «Власть тьмы» в 1978 году был представлен в Туле на заключительном показе театрального фестиваля, посвященного 150-летию со дня рождения Л. Н. Толстого и был отмечен множеством наград. Мюзикл «Тимур против Квакина» (постановка А. Попова и А. Каневского) в 1980 году на Всесоюзном фестивале в Москве был признан лучшим спектаклем года для подростков.

В 1980 г. театр возглавил выпускник Государственного института театрального искусства им. А. В. Луначарского Александр Каневский. Театр того времени был поэтическим. Александр Каневский был удостоен Премии Министерства культуры СССР за создание спектакля «Сирано де Бержерак», который на Всесоюзном фестивале ТЮЗов в 1981 году вошёл в число лучших постановок. В начале 80-х родились спектакли «Не грусти, Шишок» А. Александрова, «Горе от ума» А. Грибоедова, «Великий маленький король» И. Кульмовой.

В разные годы творческими руководителями театра были Виктор Бусаренко, Юрий Шилов, Валерий Рыбаков, Владимир Ветрогонов, Владимир Берзин, Андрей Няньчук.

На рубеже веков Красноярский ТЮЗ переживал сложные времена. В 2001 году от удара молнии в здании театра произошёл пожар, за которым последовал затяжной ремонт, продлившийся до 2007 года. В этот период театр мог работать только на малой сцене.

Очередной творческий подъём театра начался во втором десятилетии XXI века и был связан с приглашением на постановки молодых режиссёров.

Поворотным моментом в 2011 году стало назначение главным режиссёром Красноярского ТЮЗа Романа Феодори, чьи постановки неизменно вызывают большой интерес. Тогда же в театре начали проводить ежегодную Лабораторию актуальной драматургии и режиссуры «Вешалка», что помогло вывести труппу на более высокий уровень, разнообразить репертуар и привлечь молодёжь.

Театр осуществляет интересные социально-творческие проекты: документальный спектакль «Подросток с правого берега» (2012), драматургическая лаборатория для подростков «ClassAct» (2013), инклюзивный проект «Человеческий голос» с участием слабослышащих детей (2014).   ТЮЗ развивает программу театральной педагогики с экскурсиями по закулисью, литературными чтениями, мастер-классами и театральными уроками и направление «ТЮЗ плюс», представляющее новые, часто экспериментальные проекты и театральные практики.

В 2015 году в Красноярском ТЮЗе открылся Букхолл – книжный магазин и литературная гостиная. Затем появились дополнительные площадки Кинохолл, Арт-кафе, камерный зал Blackbox.

В 2016 году Красноярский театр юного зрителя впервые провёл Фестиваль юного зрителя «Язык мира». В 2019 году – начал проводить Конкурс творческих заявок на создание спектакля «АРТ-МАРКЕТ».

Красноярский ТЮЗ одним из первых в России начал активно осваивать визуальный театр и создавать зрелищные, высокотехнологичные спектакли большой формы в первую очередь для семейной аудитории.

Многие постановки Красноярского театра юного зрителя отмечены призами краевых, региональных и всероссийских фестивалей. Среди наиболее значимых наград последнего десятилетия – Гран-при Федерального фестиваля «Театральный Олимп» /Сочи, 2011/ за спектакль «Собаки-якудза» (режиссёр Т. Насиров), Гран-при Всероссийского фестиваля театрального искусства для детей «Арлекин» /Санкт-Петербург, 2014/ за спектакль «Снежная королева» (режиссёр Р. Феодори), Специальный приз жюри Национального театрального фестиваля «Золотая Маска» /Москва, 2016»/ за спектакль-феерию «Алиsа» (режиссёр и художник Д. Ахмедов, художественный руководитель постановки Р. Феодори), Национальная театральная премия «Золотая Маска» /Москва, 2017/ за спектакль «Биндюжник и Король» в номинациях  «оперетта-мюзикл/спектакль» и «оперетта-мюзикл/работа режиссёра» (Роман Феодори), Национальная театральная премия «Золотая Маска» /Москва, 2022/ за спектакль «Анна Каренина» в номинации «драма / женская роль второго плана» (Марина Бабошина за роль Долли).

В 2016 году Красноярский ТЮЗ получил Специальную премию Всероссийского фестиваля театрального искусства для детей «Арлекин» и Союза театральных деятелей РФ «За весомый вклад в развитие детского театра России».

В 2021 году – удостоен Премии имени Фёдора Волкова за вклад в развитие театрального искусства.