Вячеслав Ферапонтов: «Играю для удовольствия»

27 июня 2011

vyacheslav-ferapontov-426x640.jpg654Среди артистов среднего поколения Красноярского ТЮЗа Вячеслав Ферапонтов – один из самых востребованных и популярных. Как у режиссеров, так и у публики. О внимании первых говорит то, что актер занят чуть ли не во всем репертуаре театра. А от зрителей можно часто услышать, что пришли они специально «на Ферапонтова». В конце прошлого сезона исполнилось ровно десять лет, как Вячеслав работает в ТЮЗе. Хотя в актерскую профессию он, как это нередко бывает, попал «почти случайно».

— Так уж и случайно, Вячеслав?

— Ну сами посудите: я до 19 лет вообще не знал, что такое театр! К нам в деревню как-то привезли чтецкий концерт по Цветаевой. Помню, на сцене в клубе висели веревки (как потом оказалось, это были деревья), между ними ходила девушка, читала стихи, а мы смотрели и не могли понять, что это такое – вот мое первое театральное впечатление. Да, в школе и в сельском клубе я делал какие-то сценки на праздники. Вот одна наша учительница, Царство ей Небесное, и посоветовала: «Езжай-ка ты, Славка, в город. Там есть театральный факультет, где на клоунов учат, будешь работать в цирке».

— Значит, вы изначально ехали учиться на клоуна?

— А поступил на артиста театра и кино. (Смеется.) Правда, не сразу. Засыпался на сочинении – написал его с 24 ошибками. Подал на апелляцию – и там наделал кучу ошибок. Пришлось возвращаться домой подтягивать русский язык. Зиму занимался с учительницей, читал книжки. Параллельно, чтобы времени даром не терять, выучился на шофера. И на следующий год легко поступил на театральный, на курс к Валерию Аркадьевичу Дьяконову.

В цирке, кстати, за все годы жизни в Красноярске побывал всего один раз. И убедился, что это не мое, по телевизору цирк гораздо интереснее. А подурачиться можно и на театральной сцене, здесь таких ролей хватает.

— Как вы, кстати, попали в ТЮЗ?

— Предложили – я не отказался. Хотя думал, что после института пойду в армию.

— Почему?!

zolushka-589x640.jpg468— Честно говоря, все годы учебы театр для меня был, как китайская грамота, даже не представляю, как отучился. Я в то время вообще ничего не понимал в актерском искусстве. Сколько ни играл в студенческих спектаклях, но лишь один раз испытал от этого нечто вроде озарения. Когда выходишь на сцену, и тебе так классно – до покалывания в кончиках пальцев, чуть ли не до обморока. Уже и название спектакля не помню, а то давнее ощущение в памяти сохранилось…

Так вот, лишь после того, как я начал репетировать с Владимиром Пузановым в антрепризном спектакле «Art» по пьесе Ясмины Реза, пришло осознание, зачем я вообще пришел работать в театр.

— И зачем же?

— Для удовольствия, для чего же еще? Если сам его получаешь, выходя на сцену, то и зрителям это передается. Хотя до сих пор на меня иногда накатывают сомнения: здесь ли мое место, может, стоит вернуться обратно в деревню?.. Для меня лучший отдых – летом в деревне поработать на покосе, чтоб до седьмого пота пробило. Люблю на речке порыбачить, с ружьем по лесу походить. В городе таких возможностей нет, здесь у меня отдых – коньки и сноуборд, недавно начал осваивать и то, и другое. Но времени на это остается крайне мало, очень много работы. Видимо, в театре есть что-то по-своему притягательное, раз он меня уже десять лет не отпускает…

— Сейчас вы играете чуть ли не во всех спектаклях театра, а как было поначалу?

— Не скажу, что был перегружен работой. Моя первая роль – мороженщик в «Старике Хоттабыче» у режиссера Леонида Федотенко. Потом сыграл охотника в «Красной Шапочке», еще какие-то небольшие роли. А потом в театре произошел пожар, и пока шел ремонт, мы играли только на малой сцене, так что свободного времени было полно. Благодаря чему, кстати, и получился «Art» — репетировали его не спеша, девять месяцев. Пузанов будил в нас с Серегой Тисленко актерскую природу. Наверное, до чего-то добудился. (Улыбается.)

В то же время, поскольку еще не был плотно занят в репертуаре, пошел работать в ночной клуб «Колорадский папа». И не скрою – мне нравится эта работа, потому что там можно попробовать все, лишь бы людям нравилось. В каких только образах я там не выходил – и Ленина изображал, и Сталина, и Березовского, и Майкла Джексона, и всяких инопланетян. Ходишь по залу, общаешься с людьми, говоришь тосты. Все это здорово раскрепощает.

— У вас в репертуаре и комические, и трагические роли – например, Тибальд в «Ромео и Джульетте». Честно говоря, ваше назначение на эту роль мне показалось несколько неожиданным…

— А для меня-то это какая неожиданность, я же мечтал сыграть Меркуцио! Но нисколько не жалею, что так получилось. В каждом человеке есть и хорошее, и плохое. Вот и Тибальд при всей его жестокости – живой человек, со своими переживаниями, интересно это передать. Или Мальвольо в «Двенадцатой ночи» — честолюбивый, в чем-то принципиальный, он искренне верит, что он самый-самый лучший. А потом, когда он узнает, что его разыграли, обманули, сразу ощущает себя таким маленьким… Для него это настоящая трагедия. И поэтому все его желания сводятся лишь к одному – к мести. Кстати, меня эта роль настолько загрузила, что я даже начал в какой-то момент по-другому смотреть на людей, во всех видел предателей. (Смеется.) Благо, продолжалось это недолго.

— Что, на ваш взгляд, выявляет в человеке его отрицательные качества?

geograf-globus-propil1-640x425.jpg483— Мне кажется, среда очень сильно воздействует, ситуации, в которые каждый из нас попадает. И, конечно же, характер. Просто у кого-то хватает силы подавлять в себе всякую мерзость, а у кого-то нет. И тогда получается такой тип, как дон Базиль в «Севильском цирюльнике». Это была одна из моих любимых ролей. На первый взгляд, он редкостный негодяй. Но таких персонажей, как известно, играть гораздо интереснее, чем положительных героев – есть, в чем покопаться, понять, почему он так поступает, что им движет. А вообще мне очень часто приходится играть каких-то странных личностей. Может, потому, что и сам я со странностями. (Смеется.)

— Географ Служкин в вашей последней премьере «Географ глобус пропил» тоже из ряда таких персонажей?

— Он с сильными вывертами. Среди привычной серости и обыденности видит то, чего не видят другие. Например, он получает наслаждение от плохой погоды: на улице пасмурно, а ему хорошо. Такой вот персонаж. А вообще весь спектакль – это переживания Служкина. То он на уроке, то вдруг оказывается дома, то представляет себе поход, в который поведет школьников. И вот эти его душевные переживания были для меня самой большой сложностью во время репетиций – в таком персонаже сразу не разберешься. А еще сложность в том, что у меня главная роль, приходится все время находиться на сцене, от начала и до конца спектакля. Богатый опыт, но крайне непростой. Я люблю играть маленькие роли, эпизоды – чтобы появиться в спектакле несколько раз, выстрелить и уйти. (Улыбается.)

Елена КОНОВАЛОВА
Фото из архива театра
"Красноярск Дэйли", 27.06.2011