Вячеслав Дурненков: «У нынешних подростков очень своеобразные способы восприятия»

27 ноября 2014


-3.jpg315Драматург Вячеслав Дурненков автор множества пьес, один из сценаристов нашумевшего сериала «Школа»и активный участник социально-творческих театральных проектов. Год назад вместе с Марией Зелинской он проводил драматургическую лабораторию ClassAct в Красноярском театре юного зрителя. Тогда профессиональные драматурги учили подростков писать пьесы. В этот раз ТЮЗ при поддержке Фонда Михаила Прохорова затеял довольно необычный проект «Человеческий голос», в котором наряду с обычными школьниками участвуют ребята с нарушениями слуха, ученики красноярской коррекционной школы-интерната.

Вячеслав, в лабораториях, которые вы проводите, нередко участвуют ребята с ограниченными возможностями здоровья. Доводилось ли вам прежде, до проекта «Человеческий голос», заниматься со слабослышащими детьми?

Дети, с которыми я работал в рамках проекта Class Aсt и других социально-творческих проектов, были очень разные. Были ребята с тяжёлыми случаями ДЦП, был мальчик с аутизмом, с проблемами зрения были ребята. А сейчас впервые в красноярском проекте «Человеческий голос» я столкнулся со слабослышащими, или совсем не имеющими слуха детьми. Правда, в этот раз мы не учили их писать пьесы. Нам было интересно в первую очередь пообщаться с ними, понять, как они смотрят спектакли, чем отличается именно эта аудитория от других. У меня и Марии Зелинской есть конкретная задача — написать пьесу, которая была бы одинаково понятна одновременно двум подросткам, сидящим в зале — слышащему и неслышащему. Это очень специфическая аудитория.

Современные дети и подростки вообще «специфическая аудитория». Трудно написать пьесу для зрителей 10-15 лет?

Да, дети — народ неусидчивый. Смотрят рассеянно. У некоторых сейчас вообще внимание не фокусируется, они сразу гаджеты достают. А наша цель в современном театре для детей и подростков — сделать так, чтобы они про айпады свои забыли.

Способен ли театр увлечь современных подростков, которые с детства сидят за компьютером и смотрят 3D-фильмы?

За последние пару десятилетий действительно очень многое изменилось. А на сцене до сих пор в основном идут пьесы и спектакли образца 80-х годов прошлого века. Они, в принципе-то, хорошие. Там действительно что-то доброе есть. Но насколько это захватывает современных ребят?

Я работаю 11 лет с детьми, и для меня совершенно очевидно, что даже за это время сменилось несколько поколений подростков. На моих глазах дети менялись. В какой-то период были «сериальные» подростки. Они с детства массово смотрели кино, телевизионные фильмы. На наших занятиях они именно оттуда брали для своих пьес сюжеты, какие-то детали, образы, сериальные «штампы» пытались использовать. Теперь дети «компьютерные». И это, пожалуй, самая сложная для театра аудитория. Смотреть что-то долго, какие-то затяжные сцены, они не могут. Поэтому спектакли для них делают на полтора часа, а то и на час, как для малышей. Кроме того, у нынешних подростков выработаны очень своеобразные способы восприятия. Им информация легко даётся. Они в два клика практически любые сведения получают. Но информация у них, как правило, в голове не задерживается.

 -5.jpg359Когда мы с этими детьми работаем, пытаемся научить их строить сюжеты, натыкаемся сплошь на сюжеты компьютерных игр. Это, к сожалению, очень ограниченный мир. Но с этим можно работать. Тот же Гарри Поттер отчасти сделан с учётом восприятия современных детей. Там действие происходит в интернате, в замкнутом пространстве. И сама история построена как квест. Сегодняшние дети это считывают.

По таким правилам им ещё можно что-то рассказывать. Поэтому хорошо бы, чтобы театр учитывал такие вот особенности. Это не плохо и не хорошо. Это мир такой. Сейчас дети — индивидуалисты, интроверты, они всё более замкнутыми становятся. Но у них есть и свои плюсы. Они могут воспринимать информацию из двух-трех источников одновременно. Смотреть телевизор, параллельно в соцсетях общаться. И театр должен такие вещи как-то брать на вооружение.

Наверняка, ещё больше особенностей восприятия необходимо учесть при создании пьесы для смешанной аудитории слышащих и неслышащих детей?

Самое главное, что это пьеса без слов абсолютно. В ней предполагается довольно развёрнутая история, в которой будет две-три сюжетных линии. Но наша задача сделать её понятной. На данный момент готов синопсис. Мы придумали идею, разработали. Осталось написать, довести до готовности.

А герой этой пьесы будет слышащий или неслышащий?

Это ребёнок, который не слышит. История про disconnect, про отсутствие контакта с окружающими. Это извечная подростковая проблема общения, история мальчика-изгоя, подростка, которого игнорируют в классе. Эти проблемы характерны для большинства подростков. В истории будет и супергерой, и некая магическая сила, то есть все те вещи, которые интересуют современную аудиторию от 10 до 15-16 лет.

История родилась из общения с участниками проекта «Человеческий голос», с ребятами, которые учатся в специализированном интернате?

Безусловно, очень важна была поездка в интернат, общение с ребятами и особенно с педагогами. Там очень хорошие педагоги. Одна из них мне просто массу ценных моментов и наблюдений рассказала. Она лет 30 уже работает с такими ребятами и досконально знает этот мир. Вот она мне рассказала, на что необходимо обратить внимание при подготовке текста, как они смотрят, на какое время хватает их внимания.

-4.jpg445Кроме того, мы наблюдали занятия, общались с актёрами московского театра «Недослов», которые занимаются с неслышащими детьми. Они тоже поделились личным опытом.

Есть ведь много проблем, кроме особенностей восприятия подростков. Например, выстраивание отношений со сверстниками, с обществом, с миром, в котором большинство людей привыкли разговаривать и слушать друг друга. У главного режиссёра Красноярского ТЮЗа Романа Феодори довольно глобальные соображения насчёт этого проекта, насчёт того, как он может повлиять на ситуацию.

Мы решили, что в спектакле будет использоваться язык жестов. Он будет выглядеть, как некие магические действия, с помощью которых мальчик исправляет ситуацию. Мне бы хотелось, чтобы у слышащих детей во время спектакля какой-то интерес проснулся к этим людям, которые не слышат и общаются жестами. Для нас важно внимание к этой проблеме, потому что глухие — это страна в стране. Они сами говорят, что существуют обособленно, в некой изоляции. И в целом наше общество состоит из каких-то обособленных кластеров, которые между собой почти не общаются и не понимают друг друга. Мы выносим эту проблему на сцену, привлекаем к ней внимание.

Театр выступает как площадка для высказывания. Но главное, конечно, чтобы ребятам понравилось. Я знаю, что неслышащие люди с удовольствием смотрят танцевальные номера. А вот как они будут смотреть спектакль, который поставят в Красноярском ТЮЗе, мне самому очень интересно. Хотелось бы посмотреть на их реакцию. Возможно где-то, когда-то подобные проекты были. Есть театры «Недослов», «Пиано»... Но так, чтобы спектакль был поставлен в драматическом театре и ориентирован одновременно на слышащих и неслышащих зрителей — такого я не припомню.

P.S. Проект «Человеческий голос» в Красноярском ТЮЗе стартовал в сентябре. Ребята из обычных школ и ученики школы-интерната для детей с нарушениями слуха занимаются пантомимой, хореографией и актёрским мастерством. Проводят эти творческие тренинги московские педагоги, артисты театра неслышащих актеров «Недослов» Алексей Раев, Анастасия Несчастнова и Алексей Знаменский, а также хореограф ТЮЗа Елена Слободчикова. Результатом совместных занятий станет спектакль, в котором дети с помощью пластики расскажут о себе, о своих желаниях и мечтах. Он будет показан на малой сцене ТЮЗа 18 и 19 декабря. В те же дни, после перформанса участников проекта «Человеческий голос», зрителей ждёт премьера спектакля «Волшебные пальцы» по пьесе Вячеслава Дурненкова и Марии Зелинской в постановке Романа Феодори. 

Автор: Оксана Батуева

интернет-газета Newslab, 27 ноября 2014