Урбанистический антимюзикл в ТЮЗе

20 июня 2011

natashina-mechta_repa.jpg476В Красноярском ТЮЗе полным ходом идут репетиции спектакля «Наташина мечта». Сдача спектакля, жанр которого обозначен как «урбанистический антимюзикл», состоится 7 июля, официальная премьера – в октябре.

Главную героиню сыграет молодая актриса Анна Киреева, знакомая публике по ролям в спектаклях «Золушка» (Золушка), «Собаки-якудза» (Кошка) и «Ромео и Джульетта» (Джульетта). В роли объекта влюбленности Наташи, журналиста Валеры, ради которого она идет на преступление, — один из ведущих артистов ТЮЗа Вячеслав Ферапонтов.

Что примечательно в этой работе – экспериментальный подход, многое рождается в процессе сотворчества, совместной импровизации. Режиссер постановки – Роман Феодори (в Красноярском крае его знают по спектаклям «Золушка» Е. Шварца в ТЮЗе, «Отелло» У. Шекспира в Канском драмтеатре и свежей премьере в театре им. Пушкина – «Тартюфе» Мольера).

В «Наташиной мечте» он устроил кастинг не только среди артистов ТЮЗа. Очень важная составляющая в будущем спектакле – молодежные танцевальные команды Красноярска, которые будут олицетворять шумную и агрессивную городскую среду. Требование было следующее: с одной стороны, танцовщики должны быть пластичными, уметь динамично двигаться. А с другой – нельзя, чтобы это выглядело «слишком профессионально», на сцене нужны уличные танцы, грязные и «непричесанные». Конкурсный отбор прошли группы «Олигарх», «Эволверс» и «Джуманджи», а также федерация капоэйры Красноярского края.

Пьесу Ярославы Пулинович можно прочесть в «Журнальном зале». Ожидается, что осенью драматург приедет на премьеру. А пока идут репетиции «Наташиной мечты», предлагаю вашему вниманию небольшой анонс о будущем спектакле от самого Романа Феодори из газеты ТЮЗа «Третий звонок». В этом мини-интервью он также рассказывает и еще об одной своей постановке в ТЮЗе, премьера которой состоится в 2012 году. Это будет документальный спектакль о жизни подростка в большом городе. Идею финансово поддержал Фонд Михаила Прохорова.

РОМАН ФЕОДОРИ: «В РАЗНОСТИ НУЖНО ИСКАТЬ СХОЖЕСТЬ»

Простая история на вечные темы

r.jpg458— Честно говоря, даже не знал, что «Наташина мечта» так популярна в российских театрах, я открыл для себя эту пьесу совсем недавно. И был потрясен тем, что переживания и радости, которые испытывает героиня пьесы, детдомовская девочка Наташа, испытываю и я сам. Да, мы говорим об этом разным языком, она из неблагополучной семьи, я из благополучной. Но чувствуем мы абсолютно одну и ту же боль, одну и ту же радость, гонимся за одной и той же мечтой, и эта мечта одинаково призрачна у обоих… Ярослава написала не о детдомовском ребенке, она написала общечеловеческую историю, это классический сюжет.

И что еще меня поразило – в новой драме обычно берутся какие-то изощренные и нетривиальные темы. А здесь драматург на истории, доступной и понятной каждому, говорит об очень простых вещах, и в то же время работает на парадоксе. Замечательно передано, как любовь перерастает в преступление, мечта превращается в грех, увлечение тянет за собой наказание – и из всего этого рождается серьезная тема ответственности взрослого человека за судьбу ребенка, который к нему в принципе не имеет никакого отношения.

Почему меня привлекла возможность поставить такой спектакль именно в Красноярске? В этом городе есть что-то от Вавилона – смешение стилей, языков, эклектика во всем. Город узнаваемый. Скажем, если ты в полдень стоишь у фонтана напротив «биг-бена» и слышишь выстрел пушки – значит, ты точно в Красноярске. (Смеется.) Для меня такая эклектика по-своему притягательна. Да, все мы разные, но все мы люди, боль и радость чувствуем одинаково. Это тема города и тема спектакля – в разности нужно искать схожесть.

Музыка города атональна

— Жанр спектакля мы обозначили как «урбанистический антимюзикл». Что это значит? «Наташину мечту» обычно ставят как моноспектакль (собственно, и пьеса так написана), но мне почему-то сразу захотелось это сломать. Мне показалось, что это шумовая история большого города, который, как трактор, проехался по жизни ребенка и растоптал ее. Пьеса очень музыкальна, музыкален язык автора. И как история самой Наташи неблагополучная, неровная и атональная, так и музыкальный фон спектакля, среда ее обитания должна быть такой же атональной.

natashina-mechta_repa1.jpg476Большой поток информации, который обрушивается на молодежь в процессе взросления, — я думаю, это очень серьезная проверка, проблема выбора. Из потока звуков нужно взять лишь то, что тебе нужно. Но их так много, что можно нечаянно запутаться и отвлечься на что-то постороннее. Так и Наташа – она сделала неправильный выбор. В большом городе, где много соблазнов, нужен маяк.

Мне хотелось бы сделать в спектакле систему хоров, почти древнегреческих. Чтобы у каждого персонажа был свой хор – хор воспитателей, хор журналистов, врачей, девчонок из детдома, хор горожан. Каждый несет какую-то свою музыкальную тональность, и, соединяясь вместе, они рождают общую атональность. Не знаю, получится ли. Театр – дело коллективное, если этим замыслом не увлекутся все, на сто процентов нам его реализовать не удастся. Но все же я надеюсь на лучшее.

Надеюсь, что мы найдем общий язык с Евгенией Терехиной и, возможно, еще и другими композиторами. Хотелось бы привлечь к участию в спектакле как можно больше людей. Всем нам надо понять, и в первую очередь, зрителям: театр – это не какое-то место, где некие люди делают на сцене что-то для себя. Театр может быть трибуной, местом откровений и переговоров, исповедальней. Хотелось бы, чтобы возникла эта общность между публикой и театром – давайте вместе сделаем что-то интересное, чего прежде не было.

Спектакль «Подросток в городской среде»

— Идея в том, чтобы показать сегодняшнего подростка с правого берега Красноярска, с промрайона. Как проходит его день, ночь, с кем он встречается, о чем говорит, думает, какие драматические вещи могут с ним случиться? Интересно изучить психологию этого ребенка, узнать, что для него настоящая трагедия. И есть ли она вообще? А может, самое трагичное – в отсутствии трагедии?.. Вот в этом интересно покопаться.

Работать мы будем в технике документального театра. В чем его особенность? В том, что он выбивает нас – артиста, режиссера, художника и вообще театр – из рамок привычного существования. Мы начинаем делать что-то, чего не умеем делать, и это самое прекрасное. Все рождается в процессе. И только из тех слов, которые мы услышали от людей вокруг – можем что-то убавить из их реплик, но не можем ничего привнести от себя.

После недельного тренинга, где актеры узнают, что такое документальный театр, как собирать материал, о чем говорить с людьми и т. д., они вместе с драматургами выходят на улицы. Скажем, полдня общаются с людьми, записывают их речь на диктофоны, потом расшифровывают записи и вечером показывают по ним этюды. Из этого составляется общая пьеса и спектакль. Исхода два – либо громко провалимся, либо родится что-то по-настоящему интересное, третьего не дано. Но опыт для театра будет в любом случае очень полезный.

Елена КОНОВАЛОВА
"Красноярск Дэйли", 20.06.2011