Отключить

Купить билеты

Пресса

Свободный художник Евгений Алтынов

30 августа 2002

Художник Евгений АлтыновСловосочетание "свободный художник" следует воспринимать спокойно, без романтического пафоса. Просто Евгений Борисович Алтынов вот уже десять лет нигде не служит, не числится в штате ни одного театра, хотя вся жизнь его связана именно с театром, со сценой. Впрочем, сам он считает себя прежде всего живописцем.

Недавно Евгению Алтынову исполнилось 55 лет, а 5 сентября в Доме художника открывается его персональная юбилейная выставка, на которой он предстанет перед публикой и как станковый живописец, и как сценограф.

Начинался же творческий путь художника, как это обычно бывает, в раннем детстве.

- Помню, мне было тогда четыре года, - вспоминает с улыбкой Евгений Борисович. - Мой папа работал художником-оформителем и дома тоже много рисовал, "для души". Однажды он ушел на работу, а я его чистый холст перемазал красками - очень уж хотелось тоже порисовать! За это мне, конечно, досталось, но вскоре после этого случая мама купила мне кисти и акварельные краски - и тут уж я отвел душу. Потом были художественная школа, художественное училище, Ленинградский институт театра, музыки и кинематографии. Кстати, я был первым из выпускников Красноярского художественного училища, кто поступил в этот институт в 1968 году. Позднее там же учились мои земляки и товарищи - Володя Боер, Витя Немков. С 1966 года я начал участвовать в выставках, а уже в 1968-м мои работы были представлены на всесоюзной выставке...

- Когда впервые появилась тяга к театру?

- Мне с детства нравился театр сам по себе, нравились его волшебство, сказочность. Помню, я любил играть в театр, лепил из пластилина солдатиков и раскрашивал их, вырезал из бумаги самолеты. Любил ходить в театр Пушкина на спектакли-сказки. Позднее я полюбил таких художников, как Коровин, Головин, Рерих, Добужинский, которые входили в группу "Мир искусства" и много работали для театра. С удовольствием прочел книгу Михаила Фокина "Против течения" - о роли художника в театре. Мне особенно нравился круг художников, работавших у Дягилева во время его знаменитых "Русских сезонов" в Париже: Бенуа, Бакст, тот же Коровин. Так что никем другим я не хотел быть - именно театральным художником.

- В чем особенности этой профессии?

- Мне кажется, театральный художник, или, как его еще называют, сценограф, должен шире мыслить, чем простой художник. Он должен разбираться во всех областях, знать историю культуры и искусства, историю костюма, уметь работать с металлом, деревом и другими фактурами. Уметь придумывать, фантазировать, изобретать, решать неожиданные технические задачи. Например, как сделать бархат из мешковины. И делать все это надо уметь самому, своими руками. Меня когда-то главный художник пушкинского драмтеатра Валентин Владимирович Лассан учил: "Если столяр тебе говорит, что это сделать невозможно, сними пиджак и покажи ему, как это надо сделать!"

- Кого еще из своих учителей вы можете вспомнить добрым словом?

- Считаю, что на учителей мне вообще повезло. Еще в художественной школе меня учили Андрей Лекаренко и Юрий Худоногов. В художественном училище наставниками были такие мастера, как Евгений Кобытев и Валерьян Сергин. А в Питере, в институте, мне посчастливилось поучиться (правда, недолго) у самого Николая Акимова. Он был руководителем и главным художником Театра комедии. Многому научили меня Алексей Сологуб и Владимир Орлов. Никогда не забуду Евсея Голанда, который преподавал технологию театрального производства. Вспоминаю его рассуждения о том, как лучше решить "судьбу лестницы" или "проблему станка"...

- После окончания института вы работали главным художником Красноярского ТЮЗа, театра музыкальной комедии, Магаданского музыкально-драматического театра, ставили спектакли в театрах разных городов страны. Где вам больше нравилось работать?

- В музыкальных театрах больше возможности развернуться живописно, там можно интересно оформить спектакль внешне. А в драме требуется внутреннее решение, тут надо больше шевелить мозгами. Всего мною осуществлено более ста постановок. Наиболее значительные - "Царь Феодор Иоаннович" в Магаданском театре, "Вишневый сад" в Ачинске, "Такси на Таймыр" в Красноярском театре музкомедии (там были оригинальные сценические находки). Много интересных спектаклей мы сделали вместе с Юрием Гвоздиковым в 70-е годы. Приходилось ставить разные шоу, театрализованные праздничные представления - "Утро Родины" в Магадане, "Северную сюиту" в Москве, в Олимпийском дворце. С особым теплом вспоминаю работу в Красноярском ТЮЗе, где я в 1973-1974 годах был главным художником. Из поставленных там спектаклей особенно помнятся "Орфей" режиссера Александра Попова (это был мой самый первый после института спектакль) и "Незваные гости" (режиссер Юрий Копылов).

- Правда ли, что в ту пору наш ТЮЗ был очень популярен? Или это всего лишь ностальгический миф, легенда?

- ТЮЗ был одним из лучших театров в России. Какие актеры и режиссеры тогда работали... а какие художники! Одна Светлана Ставцева чего стоила! Она, кстати, преподавала у нас в училище. Все просила нас: "Сделайте что-нибудь абстрактненькое!" У нее даже афиши были очень талантливые. Тогдашний ТЮЗ очень повлиял на меня, на мои поиски в профессии. А когда я пришел в ТЮЗ в качестве главного художника, там как раз режиссер Кама Гинкас с художником Эдуардом Кочергиным ставили "Гамлета". Именно с "Гамлета" и начался взлет Кочергина, это было новое, нетрадиционное сценическое прочтение, вошедшее после во все монографии и энциклопедии. Сейчас же ТЮЗ в полном упадке, и дело не только в материальных причинах - в театре нет прежнего тюзовского духа...

- Что для вас важнее - работа в театре или станковая живопись?

- Главное - это живопись. От нее - истоки всего. Если б не было живописи, не было бы и театра. Я пишу каждый день - пейзажи, портреты, натюрморты. Пишу спонтанно, от вдохновения - не как в театре, где работу диктуют сроки. Художнику, не умеющему писать, нечего делать в театре, иначе он превратится в сухого конструктивиста. Так что живопись и театр для меня - две равнозначные величины. А вот книжная графика - это побочное. Хотя мне довелось оформлять такие книги, как "Лунная радуга" Сергея Павлова, "Семья Ульяновых" Мариетты Шагинян, книги Олега Пащенко, Марии Корякиной.

- Что вы можете сказать о нынешней ситуации в творческих союзах? Ведь, если я не ошибаюсь, вы являетесь членом Союза художников России и Союза театральных деятелей России...

- ...и еще - членом международной ассоциации художников массовых представлений. Но самый родной - Союз художников. Ситуация же в творческих союзах сейчас очень сложная, главная беда - недостаток денег. У нас, как всегда, культура и искусство финансируются по остаточному принципу. И все-таки выставки проводятся, хотя и мало. Нет возможности сейчас проводить такие грандиозные выставки, как, например, московская выставка "Художники театра и кино", участником которой я был когда-то.

- Остается ли время на хобби, на развлечения?

- Раньше любил ездить на озера рыбачить, сейчас все как-то некогда. Иногда хожу на ипподром, люблю лошадей. Я ведь в детстве жил в Покровке, рядом с ипподромом. Любимые писатели - Бунин, Гоголь... какая у них словесная живопись! Из поэтов нравится Блок... "Я принес тебе розу в бокале золотого, как небо, аи!.."

- Надеюсь, "розу в бокале" вам кто-нибудь поднесет на предстоящей юбилейной выставке. А над чем вы сейчас работаете в театре?

- Из последних премьер в театре музкомедии с успехом идут спектакли "Ретро" и "Моя жена - лгунья". Особенно я доволен "Лгуньей". А сейчас работаю над спектаклем одного красноярского автора - это музыкальная комедия о ветеранах сцены, немного грустная и очень смешная. Более подробно рассказывать не буду, чтобы не сглазить.

- Что ж, спасибо вам за беседу, Евгений Борисович. Желаю успеха вашей выставке. А лучшим подарком к вашему юбилею, мне кажется, стала бы мастерская, которую вы давно уже заслужили.

- Обещали вроде бы дать...

С художником беседовал Эдуард РУСАКОВ
На снимках: Е. Б. Алтынов; оформление спектакля "Влюбленные обманщики" К. Гольдони.
Фото Валерия БОДРЯШКИНА
"Красноярский рабочий", 30 августа 2002 г.

 
Фасад театра юного зрителя в Красноярске

КРАСНОЯРСКИЙ ТЕАТР ЮНОГО ЗРИТЕЛЯ
Красноярск, ул. Вавилова, 25, 660025

Телефон касс: +7 (391) 213-10-32, 213-14-65

КАССА РАБОТАЕТ
ежедневно с 10.00 до 20.00
Обед: 12.30-13.00, 15.30-16.00

© 2012 — 2019 Краевое государственное автономное учреждение культуры «Красноярский театр юного зрителя»

Создание ПО сайта: Vaviloff&Quindt
Логотип: Проектно-маркетинговая группа «+1»

 

 

Результаты НОК