Прощание с Вампиловым

28 марта 2007

vampilov.jpg651А ведь так верилось в новую встречу с Александром Вампиловым, так хотелось опять, как и сорок лет назад, испытать ту горькую радость и светлую печаль от встречи с героями его ранней пьесы "Прощание в июне". Но чудес в этом мире не бывает...

Впрочем, сам факт повторного обращения Красноярского ТЮЗа (сорок лет спустя!) к вампиловской драматургии заслуживает безоговорочного одобрения и поддержки, особенно в той кризисной ситуации, в которой нынче оказался театр. Пьеса, написанная молодым талантливым драматургом, рассказывающая о молодых и обращённая к молодым, - что может быть лучше для оживления репертуара? Именно такими серьёзными пьесами можно спасти театр, а не коммерческими поделками. И проблемы нравственного выбора, о которых идёт речь в этой пьесе, не только не устарели, но стали в наши дни ещё более актуальными. Как уберечь свою душу от всевозможных соблазнов и сохранить честь смолоду? Неужели и впрямь - правда хорошо, а счастье лучше? И возможно ли стать счастливым, поступившись правдой?.. Герой пьесы, студент-выпускник Николай Колесов (артист А. Мишин) пытается не просто ответить на эти вопросы, но и жить по совести. И когда ректор Репников (артист А. Бухонов) предлагает ему отступиться от его дочери Тани (артистка Н. Кузнецова) в обмен на диплом и аспирантуру, Колесов отказывается (правда, не сразу) от этой сделки - и рвёт диплом.

Как сказал в беседе со мной перед началом спектакля режиссёр-постановщик Леонид Федотенко, эту пьесу он выбрал именно потому, что она ему кажется особенно нужной для нынешней молодёжи: "Сегодня перед молодыми на каждом шагу встаёт вопрос выбора. И ведь нам ничего не пришлось менять в тексте пьесы, ничего не пришлось осовременивать!.." Но удалось ли театру передать дух вампиловской пьесы?

На сцене возникает светлый, радостный коллективный образ юности. И уже эта светлая, жизнерадостная аура слегка настораживает - есть в ней что-то слишком бодряческое, легковесное, далековатое от сложного, неоднозначного текста Вампилова, по-чеховски насыщенного подтекстом. Кстати, жанровый подзаголовок "комедия" (на афишах спектакля - "Возможно, комедия") не должен вводить в заблуждение - ведь по сути это драма (опять же - как и у Чехова). Как заметил один мой приятель, также побывавший на премьере, тюзовский спектакль очень похож на КВН - каждый персонаж "выкрикивает себя", демонстрируя остроумие и почти не прислушиваясь к партнёру. И от этого пропадает психологическая глубина, упрощается и огрубляется тонкий смысловой рисунок пьесы. А присущего молодым актёрам несомненного обаяния и темперамента всё же недостаточно, чтобы заставить зрителя (особенно молодого) поверить в серьёзность и важность того, что происходит на сцене.

Молодой Вампилов прекрасно понимал, что юность не так уж светла и оптимистична. В юные годы чаще всего приходят мысли о смерти, о бренности бытия, о самоубийстве. И не случайно один из эпизодов пьесы происходит на кладбище, так же как не случайна сцена несостоявшейся дуэли. Именно в юности принимаются главные решения, определяющие всю последующую жизнь человека. Вот почему такое важное значение имеет для главного героя рассказанная стариком Золотуевым (в выразительном исполнении артиста А. Новосёлова) притча о неподкупном ревизоре, которая многим из современных зрителей может показаться нелепой и даже фантастической.

Хорошо, что зыбкий финал, не гарантирующий герою даже счастливой любви, не говоря уже об успешной карьере, не превращён в спектакле в гламурный хеппи-энд (как это сделано, например, в недавнем фильме по этой же пьесе). Ситуация выбора остаётся по-прежнему актуальной и жёсткой как для героев, так и для нас, зрителей. И для театра - тоже.

Эдуард РУСАКОВ
Фото Валерия ЗАБОЛОТСКОГО
"Красноярский рабочий", 28 марта 2007 г.