Продукт готов к употреблению?

06 октября 2011

Оздоровительные практики для сцены

veshalka.jpg481В Красноярском ТЮЗе состоялась долгожданная лаборатория современной драматургии «Вешалка». Она имеет все шансы стать ещё одной экспериментальной театральной площадкой в городе, помимо ДНК, проекта «Сибирский Ла Скала» и других автономных «новодрамовских» вспышек.

Художественным руководителем лаборатории стал Олег Лоевский - известный критик, один из экспертов «Золотой маски» и неутомимый организатор всевозможных театральных фестивалей по всей России. Олег Семёнович предложил театру 50 пьес, из которых отобрано было четыре, и пригласил молодых режиссёров из разных городов. За три дня Семён Александровский, Антон Безъязыков, Михаил Заяц и Артём Терехин вместе с артистами ТЮЗа должны были сделать эскизы спектаклей. Эскиз - это когда актёры читают текст по бумажкам, но при этом работают с реквизитом, светом, декорациями и пр. По большому счёту, это особая форма готового спектакля, где важную роль играет как раз «невыученный» текст.

Критик Татьяна Тихоновец постоянно участвует в подобных проектах и уверяет, что лаборатория - прекрасный шанс для актёров проявить себя:

- Часто случается, что артист, долго выступающий на сцене, раскрывается именно на таких лабораториях. Потому что он находится в экстремальных условиях и не успевает вспомнить штампы, которыми обычно пользуется. Это экстремальное состояние не даёт актёру сконцентрироваться на тексте, который у него всё время перед глазами. И начинается некая безбашенность, когда артист всё забывает и выходит на сцену как в первый раз. Именно так и совершается искусство.

veshalka1.jpg477То, о чём говорит Татьяна, становится ясно после первого же просмотра читки. Вид у актёров немного обалдевший, но вдохновлённый. Когда ещё артистка ТЮЗа (Наталья Кузнецова) сможет расхаживать по сцене в дурацких розовых туфлях на огромных каблуках, изображая грубоватую продавщицу в ларьке, которая больше всего на свете мечтает попасть в реалити-шоу, «чтобы там отношения, ля-ля-три рубля…»? Или лирично, на высокой ноте пропеть бытовой телефонный разговор со всеми его «да ты чё». По словам режиссёра этого эскиза (по пьесе «Ипотека и Вера, мать её») Семёна Александровского, лаборатория даёт бесценную возможность проявить хулиганство и определённую долю безответственности. Репертуарный театр неизбежно закрепощает режиссёров и артистов. Работа на экспериментальной площадке позволяет им вздохнуть свободней.

«В России театр не может существовать без репертуара. Например, в Англии система изменилась, этот институт упразднили, соответственно, изменилось и поле, в котором художник может реализоваться. Задача нашей лаборатории - оздоровление всех цехов репертуарного театра: здесь участвуют современные драматурги, режиссёры, актёры, весь административный цех и, конечно же, зритель», - говорит Олег Лоевский.

Часть зрителей действительно реагировала остро на то, что видела со сцены - в основном это были те, кто пришёл на подобное мероприятие впервые. После каждого эскиза шло публичное обсуждение, где предлагалось высказаться всем желающим. По традиции разгорелась дискуссия о том, что матерный язык и театр несовместимы. Остальных, должно быть, с матом на сцене примирил «пушкинский» фестиваль новой драматургии «ДНК», который такие лаборатории проводил уже несколько раз.

veshalka2.jpg480«Вешалка» не копия «ДНК». Олег Лоевский считает, что у проектов разные цели: «Лаборатория Олега Рыбкина - это гибрид между читкой и эскизом, такая «читка ногами». У него задача - знакомство с новыми театральными текстами. Стремление «Вешалки» - сделать за три дня продукт, который может быть готов к употреблению». Кстати, зрители могли проголосовать за эскиз, бросив билетик в одну из корзин: «Забыть, как страшный сон», «Изменить, но принять» или «Готово к постановке». Выше всего зрители оценили эскизы «Ипотека и Вера, мать её» Семёна Александровского и «Пять-двадцать пять» Антона Безъязыкова. Возможно, скоро в репертуаре ТЮЗа появится один из этих спектаклей.

Как видно, плюсы таких лабораторий очевидны. Во-первых, зрители приобщаются к текстам, в которых описаны сегодняшние реалии. Эти пьесы хоть и не отличаются глубиной, но часто могут больше сказать о современном человеке, чем Островский и Чехов. Во-вторых, они почти не требуют денежных вложений. Целебное обновление театра может кончиться с концом лаборатории - всё зависит от руководства. Важно понять, что это - отличный шанс находиться на гребне волны всего того, что происходит в нашем театральном мире.

Наталия ГОНЧАРОВА
"Городские новости" №2451, 6.10.2011