Нужны крупные формы: красноярский «Театральный синдром» и вокруг

17 сентября 2019

Читая лекции про современный детский театр, я всегда заканчиваю их рассказом о Красноярском ТЮЗе как самом успешном кейсе превращения заштатного театра в рабочем квартале в популярнейшую площадку и место силы в масштабах не только города, но и страны. Новая команда во главе с режиссером Романом Феодори и директором Натальей Кочорашвили не только заполнила пустующие залы и радикально обновила репертуар, где феерические визуальные шоу художника Даниила Ахмедова соседствуют с современной пьесой, социальным театром и оригинальными версиями классики, но и сделала ТЮЗ своеобразным культурным центром. Здесь постоянно что-то происходит: читки, лаборатории, лекции, концерты, курсы театральных блогеров.

В этом мы убедились, попав на ежегодный фестиваль Фонда Михаила Прохорова «Театральный синдром», в этот раз посвященный именно театру для детей и подростков. Параллельно отличной программе детских спектаклей и уличных представлений («Комната Герды» Яны Туминой, «Кролик Эдвард» РАМТа, «Мой дедушка был вишней» БТК, «Цацики идет в школу» Хабаровского ТЮЗа, «Меня зовут Лёк» Александра Янушкевича и т.д.) в Красноярском ТЮЗе прошел первый Арт-маркет для профессионалов – совершенно новый формат, где молодые режиссеры представляли проекты спектаклей большой формы для директоров молодежных театров со всей России.

az4i3754-0012.jpg750Мария Литвинова представляет макет спектакля «Как создать вселенную» по книге Билла Брайсона «История всего на свете».  Фото Фрола Подлесного

Почему именно большая форма? Об этом вам расскажет любой отборщик детских театральных фестивалей. Если с камерной сценой у нас все более-менее наладилось, в камерных пространствах есть немало интересных постановок, в том числе по современной пьесе и новой литературе, где возможен и поиск новых форм, и доверительный разговор с ребенком глаза в глаза, то с большой сценой все сложнее. В наследство от советской системы ТЮЗам достались огромные залы, а что с ними сегодня делать – не очень понятно. Не у всех театров есть современное оборудование и финансирование, позволяющее делать масштабные блокбастеры, как в Красноярске. На большой сцене мало кто готов идти на эксперимент, пробовать новые жанры и рисковать кассой. Вот и идут на всех площадках одни и те же, навязшие в зубах названия в стиле пресловутой «тюзятины».

Столкнувшись с этой проблемой при формировании фестивальной программы, Красноярский ТЮЗ начал решать ее системно: совместно с Союзом театральных деятелей объявил конкурс проектов спектаклей большой формы, а авторов самых интересных идей пригласил на «Арт-маркет» представлять их перед директорами ТЮЗов. Получилось двенадцать очень разных и любопытных проектов: одни были представлены в виде эскизов с участием актеров, как на привычных лабораториях; другие – в форме презентаций, как на питчингах, принятых в киноиндустрии, но пока не дошедших до театра.

Примечательно, что здесь было минимум привычной для ТЮЗов классики, и то в оригинальных прочтениях: мистическая «Синяя птица» Метерлинка (режиссер Иван Комаров, художник Александра Новоселова), неоновый «КонЁк-ГорбунОк» в стиле ритм-энд-блюз (режисссер Максим Иванов, хореограф Никита Белых) или сказка Шварца «Два брата» в жанре пластического спектакля (режиссер Екатерина Максимова, художник Сергей Лавор). Зато было много идей, связанных с современной детской литературой. Режиссер Константин Землянский предложил поставить остроумный «Дневник кота-убийцы» Энн Файн в формате видеоблога главного героя. Анна Бессчастнова – книгу Фриды Нильсон «Меня удочерила горилла» на актуальные социальные темы сиротства, родительства, экологии и нашего предвзятого отношения к любой инаковости. О стереотипах, на этот раз гендерных, идет речь в ироничной пьесе Александры Сальниковой «Сказка о неправильной принцессе», выбранной Александрой Ловянниковой. Неожиданно злободневным оказался и посыл советской повести Эдуарда Успенского «Гарантийные человечки», ставшей основой для популярного мультсериала «Фиксики». Режиссер София Капилевич тоже предложила использовать на сцене анимацию, чтобы в доступной форме рассказать детям об абсурдности войны.

Некоторые режиссеры обратились за вдохновением к популярным фильмам, таким как «Лемони Сникет: 33 несчастья» (режиссер Тимур Шарафутдинов, драматург Мария Огнева) или «Инопланетянин» Спилберга (режиссер Георгий Сурков, видео Михаил Заиканов), но правда, вопросом авторских прав пока не озадачивались. Но самой оригинальной, пожалуй, была заявка Марии Литвиновой и Вячеслава Игнатова из театра «Трикстер», представивших проект научного спектакля по книге Билла Брайсона «История всего на свете». По жанру это лекция об устройстве вселенной с элементами цирка, хореографии, театра кукол и теней, с надувными конструкциями и фантастическими светящимися костюмами сестер Бекрицких. Единственный минус проекта – на его осуществление потребуется как минимум 5 миллионов рублей.

Но есть и хорошие новости: Красноярский ТЮЗ выделяет проектам небольшое «наследство», то есть грант, который получат первые три театра, заключившие договор на постановку. Итоги Арт-маркета будут объявлены в ближайшее время, но уже сейчас очевидно, что такой формат весьма своевременен, актуален и требует продолжения. Кстати, оргкомитет готов предоставить материалы презентаций всем театрам, заинтересованным в детских спектаклях большой формы.