Каренин стал человеком

11 октября 2013

Как замахнулись на батюшку нашего Толстого…

vehslaka.jpg471В Красноярке прошла III театральная лаборатория “Вешалка”. Как всегда, площадкой фестиваля экспериментов стал Красноярский театр юного зрителя. В этом году режиссёры, актёры и драматурги решили покуситься на “святое” — на классику. Лаборатория получила название “Вешалка для классиков”.

Главный режиссёр театра Роман Феодори отметил, что зрителю представлен ряд любопытных пьес, написанных на основе классических произведений. “Но это не адаптация, не инсценировка, а некое размышление на тему, заданную классиком, какой-то новый взгляд, — сказал худрук ТЮЗа. — Надеюсь, что после такого эксперимента мы все сможем убедиться, что классика — это не скучно, а, наоборот, ярко, интересно, ново и неожиданно. К тому же очень весело и эмоционально. Классические произведения до сих пор потрясают энергией, которая в них заложена. Нужно просто сдуть пыль с книжных полок”. Пыль сдували в полок не только красноярцы, но и приглашённые гости, среди которых были люди известные и уважаемые — театральные критики, эксперты национальной театральной премии “Золотая маска” Олег Лоевский и Александр Вислов, театровед из Санкт-Петербурга Евгения Тропп, драматург Ярослава Пулинович. Для нынешней лаборатории Юрий Квятковский (известный местной публике по спектаклю “Копы в огне”, представленном на фестивале “Норильские сезоны”) подготовил эскиз по пьесе Пулинович “Отрочество”. Андрей Черпин показал “Роман с кокаином” Натальи Скороход по одноимённой повести Агеева. Александр Огарёв поставил “Метель” Сигарева по одноименной повести Пушкина…

Пьеса “Алексей Каренин” была написана драматургом Василием Сигаревым по заказу Московского художественного театра. Главную роль должен был сыграть не кто-нибудь, а сам Олег Табаков, худрук и ведущий актёр МХТ. Правда, сыграл её другой актёр, спектакль про Каренина идёт в Москве и сейчас.

Красноярский театр юного зрителя, где на прошлой неделе прошла театральная лаборатория “Вешалка”, решил не отставать от столицы и представил свою версию про Алексея Каренина. Специально для этого была приглашена Марфа Горвиц — молодой, но уже известный режиссёр. В её творческой копилке уже много побед — она лауреат различных театральный фестивалей, а её спектакль “Бесстрашный барин” получил “Золотую маску”. При этом Марфа на тот момент даже не имела диплома режиссёра (она получила его позже), а являлась студенткой РАТИ.

Понятно, что в основе пьесы Василия Сигарева лежит знаменитый, хрестоматийный толстовский роман “Анна Каренина”. Только в отличие от первоисточника в инсценировке Сигарева на переднем плане муж страдалицы Анны — Алексей Каренин. Именно его переживания, его любовь выведены современным драматургом на первый план. Он — жертва и заложник обстоятельств. Своей пьесой Сигарев заставляет посмотреть на любовный треугольник по-новому, отстаивает право на мужское страдание. Несмотря на то, что классика в современном прочтении вроде бы перевернута с ног на голову, ощущения, что эта пьеса не толстовская, а некое инородное тело, нет. Молодой драматург, причём радикального толка, весьма деликатен с классикой. Текст Сигарева органично переплетается в толстовский, и замысел романа не искажён. Но если Лев Николаевич пристально наблюдает за внутренним миром Анны, то Сигарев следит подробно с садисткой маниакальностью за страданиями Каренина, как рушится его мир, его представление о семье, о жизни.

Надо сказать, что роль Каренина написана для очень сильного, зрелого, даже крупного актёра. За помощью ТЮЗ обратился к коллегам — на роль Каренина был приглашён пушкинец Эдуард Михненков. Несмотря на то, что представленная в рамках лаборатории постановка — ещё не законченная работа, а всего лишь набросок, эскиз спектакля, ввод Эдуарда Михненкова уже можно назвать удачей. Как призналась Марфа Горвиц, пока не все замыслы ей удалось воплотить на сцене. “Для меня это история про поезд любви, от которого не спасётся никто, — сказала режиссёр. — Это кажется, что под поездом оказалась только Анна, на самом деле пострадали все. И ещё мне хотелось показать, как Алексей Каренин, который показан у Толстого как “государственный человек”, страдая, проходя через ад разбившейся любви, становится живым человеком — ад заставляет покинуть кокон, он постепенно научается выражать свои чувства, которые испытывает к Анне”.

Надо сказать, что на каждом показе зрители могли поучаствовать в голосовании, выбрать пьесу для будущей постановки в ТЮЗе. Но всё же право решающего голоса, конечно же, оставалось за экспертами лаборатории и главным режиссёром театра. Судя по реакции последних, у “Алексея Каренина” есть все шансы, чтобы стать частью репертуара Красноярского ТЮЗа. А вот другому эскизу, который представила Екатерина Кузюкова (актриса и начинающий режиссёр ТЮЗа), не повезло. Она поставила патриотический спектакль для детей “Последний маленький солдат” по пьесе Валерия Шульжика. Критики дружно “зарубили” и пьесу, и постановку. И то, и другое наполнено какими-то картонными образами и штампами. Вообще сочинение Шульжика очень напоминает гайдаровский сказ по Мальчиша-Кибальчиша. Но стоило ли огород городить, коли всё уже сказано до нас.

Впрочем, лаборатория “Вешалка” — это место, где главное не столько победа, сколько участие. Здесь важен сам процесс, уверен худрук “Вешалки” Олег Лоевский. Постоянный поиск, споры, эксперименты, новые проекты — именно это даёт жизнь театру, делает его актуальным, приближает к зрителю. Если этого нет, то театр становится старым и скучным, как классика, которую мы якобы боготворим, боясь к ней притронутся, исказить… А меж тем она просто пылится на полке.

Марина ЯБЛОНСКАЯ,
Фото Бориса БАРМИНА
"Городские новости" №2854, 11.10.2013