Роман Феодори: «Следующий сезон в ТЮЗе будет посвящен детской драматургии»

19 декабря 2011

Подходит к концу первая половина творческого сезона, с начала которого питерский режиссер Роман Феодори возглавил Красноярский театр юного зрителя. В интервью «Третьему звонку» он рассказал о новой репертуарной политике вверенного ему театра, а также о премьерах, которые ожидают зрителей ТЮЗа в 2012 году. Началась же наша беседа с наболевшего…
feodory.jpg325
— Роман, вы успешный востребованный режиссер, у вас плотный график постановок, и не только в России. Что побудило вас согласиться стать главным режиссером театра, взять на себя такую ответственность?

— В какой-то момент пришло понимание, что постановки в чужих театрах – это как одноразовый шприц. Может быть, тебя и во второй раз туда пригласят или даже в третий. Но работая все время в разных театрах, невозможно собрать хорошую актерскую команду, группу единомышленников. А самые лучшие спектакли, которые я видел, рождались только в тех театрах, где все были в одной связке – режиссер, артисты, постановочная группа, цеха, директор. Это «Мастерская Петра Фоменко», МДТ под руководством Льва Додина, в былые годы – Театр на Таганке под руководством Любимова и т. п.

— Как, на ваш взгляд, обретается такое единомыслие?

— В том-то и прелесть, что везде по-своему. Кто-то, как уральский драматург и режиссер Николай Коляда, свой театр собирает по бриллиантику. Кто-то труппу взращивает, потом в нее вливаются те, кому она органична. А те, кто в нее не вписываются, органично уходят.

— Вам не кажется, что представления об «органичном уходе» несколько идеалистичны? Как показывает практика, в неорганичных соединениях без войн не обходится…

— Я не хотел бы забегать вперед в столь сложной теме. Тем более что сам еще должен определиться, останусь я здесь или нет. Но если останусь — свежие вливания в труппу, безусловно, будут, иначе развитие театра просто невозможно. Хотя бы потому, что у нас не хватает артистов некоторых возрастов. Но самое главное — хочется, чтобы люди, с которыми ты ставишь спектакли, стали твоими сотворцами, полноценными партнерами в работе, чтобы с ними можно было пойти на любой эксперимент. Это долгая и мучительная работа, на блюдечке такой театр никто не предложит.

— Сколько времени нужно, чтобы добиться зримого результата в этой работе?

— Не год и даже не два. Владимир Золотарь шесть лет работал с труппой Алтайской драмы, чтобы привести ее к «Золотой Маске». Шесть лет — постоянных пластических тренингов, речевых, актерских, создания спектаклей удачных или неудачных — до того, как он сделал «Войцека», который стал лауреатом «Маски». И здесь всем нам тоже предстоит много работать, на быстрый результат рассчитывать глупо.

— Чем вызваны ваши сомнения, останетесь ли вы работать в Красноярске?

— Это не сомнения, просто здравая оценка. Вдруг окажется, что я театру не подхожу? (Улыбается.) Но, так или иначе, все свои обязательства перед ним на ближайший год я выполню. Тем более что у нас много интересных планов, и очень хочется воплотить их в жизнь.

— Вот об этом, пожалуйста, поподробнее.

— После Нового года ТЮЗ запускает в работу сразу несколько спектаклей. «Фаренгейт-шоу» в постановке Тимура Насирова положил начало трилогии, которую мы назвали «Наглядная переделка человека». Премьера второй ее части, «Заводного апельсина» Э. Берджеса в постановке Алексея Крикливого намечена на 5­-6 апреля. Третью часть, завершающую, буду ставить я в 2013 году, пьесу для нее специально для Красноярского ТЮЗа собирается написать Ярослава Пулинович (премьера спектакля по ее пьесе «Наташина мечта» вышла в театре в октябре — Е.К.).

В январе Владимир Ветрогонов приступит к репетициям спектакля с рабочим названием «Бесы» по Достоевскому. Но не по одноименному роману писателя, а по двум его рассказам — «Горячее сердце» и «Крокодил». Премьера намечена на закрытие сезона в начале июля.

Сам я весной приступлю к работе над спектаклем «Подросток с правого берега» в технике вербатим, его премьера состоится в следующем сезоне. Помимо драматургов мы хотим привезти в рамках этого проекта кинорежиссера Марину Разбежкину с документальными фильмами.

story-zarevna.jpg— Для взрослой публики и юношества планы действительно привлекательные, а что предложите детям?

— 20 декабря я выпускаю на большой сцене «Сказку о мертвой царевне и семи богатырях» А.С. Пушкина. На малой сцене Артем Терехин в конце зимы — начале весны выпустит для детей от 5 до 10 лет спектакль «Как включали ночь» по рассказу Рэя Брэдбери. История о том, как ребенок боялся спать, потому что ему гасили свет на ночь. К нему пришла девочка-мгла, которая объяснила, что это не свет выключают, а ночь включают — звезды, луну. Мне кажется, из этого рассказа может получиться очень симпатичный камерный спектакль. Но по-настоящему грандиозные планы обновления детского репертуара у нас намечены на осень.

— Завесу тайны уже можете приоткрыть?

— Никаких тайн, следующий сезон в Красноярском ТЮЗе будет посвящен детской драматургии. Начнется он 16 сентября лабораторией «Школа детской драматургии» под руководством Олега Семеновича Лоевского, который нынешней осенью провел у нас первую драматургическую лабораторию, и весьма успешно. Приедут пять режиссеров. Один возьмет неадаптированную детскую сказку, другой — неадаптированную детскую прозу, третий — детскую пьесу, четвертый — музыкальный спектакль, пятый — пластический, без единого слова, это будет театр хореографа и художника. И задача на перспективу — чтобы все пять эскизов органично вошли в репертуар. Поэтому режиссеров будет приглашать очень тщательно, именно тех, кто любит и умеет ставить для детей.

— Не каждый режиссер способен поставить сказку?

— Мне кажется, это отдельная профессия и внутренняя потребность — разговаривать с детьми. Можно вспомнить Наталью Сац и Ролана Быкова, среди нынешних режиссеров — это Полина Стружкова, Кирилл Вытоптов, Юрий Алесин, Александр Хухлин. В Питере есть ребята, которые из здания, где когда-то был общественный туалет, сделали театр для детей «Karlsson Haus» — это что-то волшебное. Конечно, есть и такие режиссеры, как Данил Безносов, которые интересно делают и взрослые, и детские спектакли. Так что нам есть из кого выбирать.
story-zarevna_1.jpg428
После лабораторного показа пяти эскизов пройдет трехдневный фестиваль, на который мы привезем детские спектакли, рожденные в других городах из таких же лабораторий — посмотрим, как эта форма удалась нашим коллегам. Все плавно перетекает в открытие сезона, где ТЮЗ покажет премьеру «Тим Талер, или Проданный смех» в постановке Полины Стружковой. А потом пять режиссеров весь октябрь дорабатывают свои спектакли, и в конце месяца мы надеемся увидеть по итогам их работы пять премьер. В спектаклях будет занята вся труппа, они будут идти на пяти разных площадках. Не исключено, что что-то будет играться в непривычных условиях — в буфете или в фойе, в цехах. А самое главное, что эти спектакли должны охватывать разные детские возраста — от ноля до 15-16 лет.

— Что такое спектакли для детей от ноля?

— Форма интерактивного общения актеров с самыми маленькими зрителями, где дети вовлекаются в игру. Минут на 20, не больше. У малышей не держится внимание, долго смотреть на что-то со стороны им очень сложно. Значит, нужно их вовлечь в творческий процесс. Это очень сложно, мало кто умеет это делать, в основном такие формы практикуются за границей.

— В чем, по вашему мнению, принципиальная разница между детскими возрастами?

— Мне кажется, в театральном языке, в способе общения. Темы, о которых говорит театр, не меняются – любовь, предательство, одиночество и т. д. Как бы банально не звучало, театр всегда будет говорить о человеке, о его душе – это и есть психологический театр.

— То есть, можно взять, например, «Чипполино» и поставить по-разному на разные возрасты?

— Абсолютно верно! Согласитесь, что в пять лет нам мама рассказывает эту сказку на одном языке, а в 10 лет мы ее уже воспринимаем совсем по-другому. По «Чипполино» можно и для взрослых спектакль поставить, это отличный политический триллер.

— Роман, а правда, что режиссеры ставят те сказки, которые любили в детстве?

— Возможно, но о себе я такого пока сказать не могу. У Пушкина я больше любил «Сказку о царе Салтане». А еще мне очень нравились «Карлсон» Линдгрен и «Девочка со спичками» Андерсена. Может быть, когда-нибудь их и поставлю. Не скажу, что я серьезно владею умением ставить сказки. Но мне это очень нравится. В следующем декабре хочу поставить для детей большой зрелищный спектакль «Снежная королева».

Елена КОНОВАЛОВА
«Третий звонок», декабрь 2011 г.
Фото из архива ТЮЗа