Геннадий Стариков: "Бедного артиста спасает только юмор!.."

14 февраля 2003

starikov.jpg489Пока есть в этом театре такие артисты, Красноярский ТЮЗ будет жить, несмотря ни на какие катаклизмы. Один из ветеранов единственного в крае молодежного театра, четверть века отдавший тюзовской сцене, заслуженный артист России Геннадий Николаевич Стариков отличается завидным актерским темпераментом, неиссякаемым оптимизмом и чувством юмора, которое выручает его в самых сложных житейских ситуациях.

ДЕБЮТ

- В ТЮЗ я пришел в марте 1978 года, после окончания Новосибирского театрального училища, - вспоминает Геннадий Стариков. - Всегда буду благодарен своим педагогам - народному артисту России Анастасии Гаршиной и заслуженному артисту России Виктору Орлову. А в ТЮЗе мне сразу дали одну из главных ролей в спектакле "Кабала святош" по Булгакову - роль летописца Лагранжа. Помимо того, меня сразу ввели в несколько других спектаклей. Помню, был курьезный случай в спектакле "Ромео и Джульетта", где мне дали небольшую эпизодическую роль одного из приятелей Ромео. Вот весь текст моей роли - это несколько слов: "Григорио! Уговор - перед ними не срамиться. Мужиков - в сторону, а девок - по углам, и в щель!" У меня - первый выход на сцену, все на меня смотрят, и вот я произношу свою реплику, дохожу до слов: "Мужиков - в сторону, а девок... а девок..." И забыл - куда девок?! Пауза затянулась, мне со всех сторон подсказывают, а я молчал, молчал, а потом брякнул: "В щель!"

Были и трагикомические случаи. Помню, в "Чонкине" играл я председателя колхоза (одна из любимых моих ролей!), и вот как-то на гастролях вышел я на сцену - и вдруг рядом со мной сверху упал кирпич! Там, оказывается, была кирпичная арка - и вот один кирпич отвалился. Зрители ахнули! Чуть-чуть бы правее - и меня этим кирпичом пришибло бы насмерть. У меня истерика, нервный смех - и весь последующий диалог с Чонкиным я просмеялся, даже партнер на меня обиделся... Мы, артисты, без юмора не можем. При нашей зарплате нельзя не шутить! Я вообще люблю всякие "приколы". Правда, не очень люблю, когда меня самого "прикалывают"...

ЛЮБИМЫЕ РОЛИ И РЕЖИССЕРЫ

- За двадцать пять лет я сыграл в ТЮЗе около восьмидесяти ролей. Недавно меня спросили: почему студенты не хотят идти в ТЮЗ? Я ответил: они боятся не реализовать себя на сцене этого театра... Но мне повезло. Я играл самые разные роли - и героические, и характерные, и комические. В самых разных спектаклях - для взрослых и для детей. Особенно запомнились такие роли, как Кристиан в "Сирано", Никита в "Жестоких играх", Федор в "Поисках радости", Лагранж в "Кабале святош", Руслан в "Руслане и Людмиле" (кстати, режиссер Юрий Мочалов, поставивший этот спектакль, говорил мне, что я был первым в мире Ромео на драматической сцене).

Мне вообще повезло с режиссерами. Александр Попов, Александр Каневский, Мочалов, Ветрогонов, Вавилов. В мюзикле "В джазе только девушки", поставленном Василием Вавиловым, я сыграл самую значимую из последних моих ролей - миллионера Озгуда. Я много раз смотрел этот фильм, очень хотел сыграть эту роль - и рад, что мне это удалось. А ведь роль могла пройти и мимо меня! Вавилов долго сомневался - ведь там надо петь - смогу ли я? И, мне кажется, я справился. Не случайно же эта роль была отмечена на краевом фестивале "Театральная весна-2002" специальным дипломом и премией.

Как я сейчас жалею, что этот прекрасный мюзикл так рано сошел со сцены...

Когда был молод, казалось, что я уже готовый артист, но скоро понял, что учеба продолжается в театре, на практике, у разных режиссеров. Профессии учишься всю жизнь. Сейчас я бы по-другому сыграл многие свои роли.

До сих пор с удовольствием играю для детей в "Теремке" Медведя - более пятисот спектаклей за пятнадцать лет! А что? Медведи душой не стареют, медведь - он и в Африке медведь... И Дед Мороз я хороший. Каждый раз испытываю радость, когда вижу неподдельный восторг в глазах детей! Правда, терпеть не могу, когда дергают за бороду. Есть три вещи, которые я не люблю: когда трогают мои усы, когда дергают меня за галстук и когда слово "звонят" произносят с ударением на первом слоге. (Смеется.)

НОСТАЛЬГИЯ ПО ГАСТРОЛЯМ

starikov1.jpg463- Сейчас никуда не ездим, и это очень обидно. А ведь в прежние годы Красноярский ТЮЗ с успехом гастролировал в разных городах Союза, были полные залы, прекрасные отзывы местной прессы. Особенно хорошо нас принимали в Питере, в Туле, на Сахалине, во Фрунзе, в Керчи... да вообще повсюду!

Каждый раз на гастролях случались забавные эпизоды. Помню, в Керчи, поздно вечером, мой товарищ артист Юрий Щуко вернулся в гостиницу, зашел в свой номер - и еще не успел включить свет, как из темноты, со шкафа, послышался вдруг загробный голос: "Юра, ты пришел?.." Он так перепугался! А это наши девчонки, молодые актрисы, его разыграли... На других гастролях в спектакле по "Красным дьяволятам" одна артистка неточно произнесла свою реплику. Ей надо было сказать: "Ох, батька наш, батька", а она: "Ох, тату наш, тату..." Мало того! На следующем спектакле она эту же реплику произнесла по-другому: "Ох, папа наш, папа..." А в спектакле "Морозко", где я играл Морозко, есть эпизод, где я должен читать по развернутому свитку заклинание. И вот однажды я открываю этот свиток - а там вместо заклинания написано: "Текст-то помнишь, а?!" Ну, я, конечно, растерялся, сбился - а ребята за кулисами смеются...

Театру нельзя без гастролей. Надо ведь напоминать всем, что есть такой театр! Год назад съездили на фестиваль в Воронеж, показали там "Панночку" (кстати, театр на эту поездку не дал ни копейки, выручили спонсоры) - так до сих пор вспоминаем, как нас там хорошо принимали... А как здесь, в Красноярске, встречали нас после той поездки!

НА РУИНАХ ТЮЗА

- Очень больно смотреть на то, что сейчас происходит с нашим театром. Особенно удручает затянувшийся ремонт здания театра. Мы теряем свое лицо, теряем репертуар. Сняты такие спектакли, как "Панночка", "В джазе только девушки"... Очень мало удается играть... Не от хорошей жизни приходится подрабатывать на всевозможных юбилеях, свадьбах, сниматься в рекламных клипах... Без этого не выжить, при нашей-то скудной зарплате.

На эту тему есть анекдот. Актеру предлагают: хочешь у Спилберга сняться в главной роли? - Когда? - Съемки с 25 декабря. - Не могу. - Почему? - Елки...

Я, к примеру, уже забыл, когда встречал Новый год дома. Забыл, когда был на банкете просто гостем... Недавно пригласили на юбилей в кафе, думаю - отдохну, погуляю, а получилось в итоге, что я там отработал, как тамада - сам напросился! Не могу сидеть молча, когда все скучают! Такая уж у меня натура...

Еще анекдот. Выходит актер со сцены: ну, как я работал? - Плохо. - Нет, я серьезно спрашиваю!

ЧТО ДЕНЬ ГРЯДУЩИЙ МНЕ ГОТОВИТ?

- Вообще-то я живу по принципу: "Все будет хорошо". Но годы проходят, а за это время можно бы сыграть не одну хорошую роль... Годы идут, актер стареет... Дай Бог, конечно, чтобы черных полос в нашей жизни было поменьше и были они поуже. Дай Бог, чтоб жена и дочка были здоровы. Жена у меня, к счастью, не актриса - хватит в семье одного такого... Я по натуре человек домашний, на гастролях уже через две недели начинал тосковать по дому.

Из театра уйти не могу. Театр - это неизлечимо. Хотя один знакомый бизнесмен сказал мне недавно, что я запросто мог бы заняться бизнесом. Там ведь тоже надо быть артистом! Может быть, он и прав, но менять профессию не хочу. Наша профессия благодарная, хотя и жестокая. Мы от всего зависим - от публики, от режиссера... Как бывает обидно, когда "твоя" роль проходит мимо тебя!

А сейчас, к сожалению, стало невыгодно быть занятым в репертуаре. За один вечер на свадьбе или на юбилее я зарабатываю половину своей месячной зарплаты.

Тем не менее театр бросать не собираюсь. Сейчас мы готовим новый спектакль по пьесе Майкла Фрейна "Шум за сценой", там я играю Филиппа, это одна из главных ролей. Так что добро пожаловать на премьеру, которая скоро состоится в ТЮЗе, на альтернативной сцене.

С актером беседовал Эдуард РУСАКОВ

НА СНИМКЕ: Сцена из спектакля "Сирано де Бержерак" (в центре - Г. Стариков в роли Кристиана).
"Красноярский рабочий", 14 февраля 2003 г.